13-05-24 / 2024
Новости отрасли
Квоты нашли новых трейдеров

Минсельхоз перераспределил экспортные квоты на зерно. Это может изменить структуру перевозок зерна по железной дороге.

Минсельхоз опубликовал приказ о перераспределении утвержденных ранее тарифных квот на зерновые культуры для поставки пшеницы и меслина, ржи, ячменя и кукурузы из России за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для ООО "ТД "РИФ" (новое название – ООО "Родные поля") разрешенный объем поставок зерна за рубеж уменьшен на 1,2 млн, до 2,77 млн тонн. Еще пять компаний добровольно отказались от всей доли квот: это ООО "Анновское", ООО "МГ Экспорт-Импорт", ООО "КОФКО", ООО "Аванд", ООО "Компания Луис Дрейфус Восток". Общий объем отказов в размере 1,37 млн тонн перераспределен среди 32 из 261 экспортера зерна, следует из приказа Минсельхоза. Причины отказов не раскрываются, но по правилам зернотрейдер имеет право на такие решения в случае неурожая, изменений условий поставок, требований Россельхознадзора и по другим причинам, которые не позволяют использовать квоты полностью.

По мнению независимого эксперта, доктора экономических наук Леонида Хазанова, перераспределение экспортных квот отдельных игроков связано с переменой их планов по сбыту зерна.

Например, крупный международный трейдер Louis Dreyfus (в РФ дочернее ООО "Компания Луис Дрейфус Восток") еще в прошлом году заявил об уходе с российского рынка. "Другие же компании, возможно, нашли клиентов внутри России, согласившихся купить у них зерно, ранее предназначавшееся для вывоза за границу. Кто-то, наоборот, смог договориться с иностранными покупателями об увеличении поставок в их адрес", – считает Леонид Хазанов.

По его мнению, перераспределение квот "отказников" может изменить структуру перевозки зерна по железной дороге. "Все будет зависеть от направления потоков. Не исключено, что на железных дорогах, обслуживающих морские порты, мы увидим в скором времени рост объемов транспортировки зерна", – отметил он.

Изначально в феврале общая квота была установлена в размере 24 млн тонн в период с 15 февраля по 30 июня. По новому правилу с 2024 года этот объем распределяется в пропорции 90% на первом этапе (основная часть квоты) и 10% – на втором (дополнительная часть тарифных квот). Основная часть квоты в размере 21,6 млн тонн была распределена в феврале текущего года, а в конце марта – оставшаяся часть в объеме 2,4 млн тонн. "Объем дополнительной части тарифных квот экспортера не может превышать 45% от размера основной части, полученной им ранее", – пояснили в Минсельхозе. Поэтому растет количество поставщиков. Доли в основной части экспортной квоты (21,6 млн тонн) в 2024 году получила 261 компания против 203 в 2023-м.

Вице-президент и глава комитета по сельскому хозяйству "Опоры России" Сергей Соколов предположил, что допквота несколько улучшит железнодорожную погрузку в восточном направлении, потому что сегодня есть предприятия в Сибирском федеральном округе, которые располагали небольшой квотой. "Увеличение квоты как раз в мае – июне даст возможность и российским железным дорогам еще нарастить темп перевозок", – уточняет он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.05.2024