16-01-24 / 2024
Компания в СМИ
Квота обеспечит металлургов ломом

Правительство РФ Постановлением № 2259 от 22 декабря 2023 года продлило квоту на экспорт лома и отходов черных металлов с 1 января по 30 июня 2024 года. Участники и эксперты рынка считают, что это обеспечит продукцией металлургов, сдержит рост внутренних цен, позволит лучше планировать работу по сбору лома и перевозке по сети.

Согласно постановлению правительства, квота составит 600 тыс. тонн. При вывозе лома и отходов черных металлов в рамках квоты пошлина составит 5%, но не менее 15 евро за тонну, сверх этого – 5%, но не менее 290 евро за тонну.

Ранее, в 2021-2023 годах, Правительство РФ вводило временные вывозные пошлины на черные и цветные металлы на фоне роста мировых цен на эту продукцию. Как сообщает пресс-служба кабмина РФ, введение квот продолжает последовательную политику по регулированию вывоза из страны металла и направлено на обеспечение стратегическим сырьем отечественных предприятий металлургической отрасли.

Объемы на сети

Временные вывозные пошлины на лом металлов сработали. Так, по итогам 2023 года погрузка лома черных металлов на сети ОАО "РЖД" составила 13,7 млн тонн, это на 6,7% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Положительная динамика обусловлена ростом загрузки производственных мощностей металлургических комбинатов за счет увеличения внутреннего спроса, связанного с восстановлением металлопотребляющих отраслей после кризисного 2022 года, рассказал "Гудку" первый заместитель генерального директора Новой перевозочной компании (входит в Группу Globaltrans) Вячеслав Станиславский.

В последние годы вывоз лома из России постепенно снижался из-за увеличения спроса на внутреннем рынке и закрытия ряда экспортных направлений, отмечает директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики и инфраструктуры Игорь Смирнов. Правда, в 2023 году объем экспорта вырос на 50% год к году, но до уровня 2021 года не восстановился. При этом в объемах железнодорожных перевозок экспорт лома занимает не более 10%, подчеркивает начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.

Упорядочить рынок

Как отмечает Вячеслав Станиславский, квотирование лома в экспортных направлениях снизило дефицит сырья на внутреннем рынке и позволило клиентам компании – металлургическим комбинатам – увеличить объемы закупок лома без дополнительного ценового давления.

По словам ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, продление квоты в тех же объемах позволит отечественным металлургам выполнить обязательства перед иностранными покупателями. Квота учитывает вывозимые объемы лома и отходов черных металлов и препятствует развитию серого рынка. Кроме того, она позволяет лучше планировать деятельность транспортных компаний по сбору лома и отходов черных металлов в стране, их экспорту, загрузке подвижного состава. В основном лом черных металлов используется для производства тяжелой техники, отмечает Дмитрий Баранов. При этом в вагоностроении и машиностроении лом, как правило, не используется. Из общего объема заготовки лома около 50% перевозится по железной дороге, остальное – автомобильным транспортом, отмечает Кирилл Никода. По его данным, на экспорт идет около 1 млн тонн лома ежегодно (в основном в Беларусь), а это около 50% от общего объема экспорта данной номенклатуры. Отправки осуществляются преимущественно по железной дороге.

Лом в России покупают Турция (крупнейший импортер лома в мире), страны ЕАЭС и Южная Корея. В свою очередь, в РФ импортируются лом и отходы черных металлов из Казахстана.

Источник Дата Наименование материала

Гудок

16.01.2024