13-11-20 / 2020
Новости отрасли
Квот столько угля

ОАО РЖД не удалось уменьшить вывоз из Кузбасса

По данным "Ъ", правительство разрешит Кузбассу в 2021 году вывезти на экспорт на восток столько же угля, как в 2020 году,- 53 млн тонн. Власти Кузбасса предлагали увеличить квоту на 5 млн тонн. Но ОАО РЖД выступило резко против этого, оценивая свои убытки в случае такого решения в 6 млрд руб. Монополия противилась даже сохранению нынешней квоты, рассчитывая сократить вывоз угля в пользу более доходных грузов, но отстоять свою позицию не смогла.

12 ноября у первого вице-премьера Андрея Белоусова состоялось совещание по вывозу угля из Кузбасса в 2021 году по Восточному полигону. На нем присутствовали, в том числе, глава Минэкономики Максим Решетников, глава ОАО РЖД Олег Белозеров и губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. Два источника "Ъ", знакомые с ситуацией, говорят, что было решено сохранить норму вывоза угля из Кузбасса на экспорт на уровне 2020 года - 53 млн тонн. Вопрос возможного увеличения этой квоты, добавляет один из них, решено проработать на предмет экономической обоснованности. Он напоминает, что поправки к правилам недискриминационного доступа, принятые в мае, требуют несокращения провозных способностей в восточном направлении в каждом следующем году относительно предыдущего. В секретариате господина Белоусова отказались комментировать итоги совещания.

Накануне, 11 ноября, состоялось совещание у Олега Белозерова, на котором, рассказали источники "Ъ", обсуждалось предложение Кузбасса увеличить квоту вывоза на восток в 2021 году до 58 млн тонн. ОАО РЖД было против - согласно презентации замглавы монополии Алексея Шило, рост квоты приведет к потере ОАО РЖД дохода в размере 6 млрд руб. из-за снижения возможностей по вывозу более высокодоходных грузов, в том числе контейнеров, металлов и удобрений. Также эта мера повлечет за собой снижение перевозок грузов из других регионов на 15-17 млн тонн, вклада различных отраслей экономики в ВВП РФ на 102 млрд руб., налоговых поступлений - на 24 млрд руб. и потерю до 10 тыс. рабочих мест за пределами Кузбасса. В свою очередь, заместитель гендиректора ОАО РЖД Рашид Сайбаталов отметил, что профицит инфраструктуры на альтернативных экспортных направлениях - юга и северо-запада - уже составляет 9,5 млн тонн, а после реализации программ по ее расширению вырастет до 33,5 млн тонн. По его словам, необходимо перераспределить уголь с Восточного полигона на эти направления.

При этом ОАО РЖД прежде настаивало на сокращении квоты Кузбасса на 11 млн тонн (см. "Ъ" от 18 сентября). Монополия сомневалась в целесообразности перезаключения соглашения с Кузбассом по вывозу угля на 2021 год, поскольку местные угольщики в этом году не выполнили обязательства по отправке угля на запад (см. "Ъ" от 8 октября).

На совещании у Олега Белозерова ряд выступавших, в том числе угольщики, работающие восточнее Кемеровской области, и восточносибирские лесопромышленники, говорили о невозможности вывезти свои грузы из-за занятости инфраструктуры кузнецким углем. В группе "Илим" подтвердили "Ъ", что с конца октября появились проблемы с отправкой готовой продукции с сибирских комбинатов, но на данный момент ОАО РЖД принимает меры по стабилизации ситуации, и компания надеется на скорое решение проблемы. "Нередко случается, что вагоны с углем буквально забивают все портовые терминалы и припортовые станции,- говорит директор по логистике Segezha group Андрей Юдин.- Из-за этого ОАО РЖД вводятся ограничения на отправку любых грузов в их адрес. Подобная ситуация влияет на всех без исключения экспортеров, в том числе и на нашу компанию".

Но источник "Ъ" среди грузоотправителей подчеркивает, что отгрузка из регионов восточнее Кузбасса на экспорт растет: так, за десять месяцев отправки выросли на 3 млн тонн, в том числе из Хакасии - на 31%, из Красноярского края - на 16%, из Бурятии - на 15%. Это свидетельствует о том, что провозная способность на восток растет и без сдерживания отгрузок из Кузбасса. Более того, отмечает он, из материалов, представленных ОАО РЖД на совещании 11 ноября, следует, что фактически узких мест на инфраструктуре нет, и ОАО РЖД предлагает множество мероприятий, которые увеличат пропуск грузов на Восточном полигоне без расширения инфраструктуры,- в первую очередь развитие тяжеловесного движения.

При этом собеседники "Ъ" отмечают, что наличие соглашения с Кузбассом нередко используется как предлог для отказа в согласовании заявок на перевозку на восток неугольных грузов, хотя нормативных оснований для этого нет. "Ссылаясь на квоту угольщиков, монополия скрывает масштаб вопроса необходимой расшивки узких мест сети",- говорит один из них, добавляя, что этот аргумент успешно работает по причине недоступности грузоотправителям, промышленным ассоциациям и правительству данных о состоянии инфраструктуры в разрезе всех дорог.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ13.11.2020