29-09-16 / 2016
Новости отрасли
Кузница вагонопотоков

Следующий год объявлен Годом качества планирования эксплуатационной работы на сортировочных станциях. Их роль в обеспечении устойчивой и надежной работы сети российских железных дорог сегодня трудно переоценить. А стабильная работа, в основе которой четкое выполнение технологических процессов, плана формирования поездов, эффективное взаимодействие всех подразделений, и является индикатором качества перевозочного процесса на всей сети.

Сортировочные станции становятся полигоном для применения новейших технологий и информационных систем. Положительные результаты в работе сортировочных станций, которые по-прежнему являются главными центрами переработки вагонопотоков на сети, были отмечены и в ходе проведения школы передового опыта на станции Инская Западно-Сибирской дороги. При этом на крупнейших из них освоен вагонооборот более 20 тыс. вагонов в сутки, а современное оборудование позволяет обеспечивать переработку на сортировочных горках таких станций, как Челябинск-Главный, Санкт-Петербург-сортировочный-Московский, Бекасово, Екатеринбург-сортировочный, Инская в объемах более 6 тыс. вагонов ежесуточно. В целом же по сети с 2011 года на сортировочных станциях простой транзитных вагонов с переработкой снижен на 27%, без переработки – на 19%.

Однако не всем станциям удается выполнить целевые параметры транзитного вагона. На это обратил внимание вице-президент – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов во время сетевой школы, где обсуждались прогрессивные методы управления эксплуатационной работой, направленные на выполнение показателей работы сортировочных станций. Он подчеркнул, что сегодня образцом положительной и эффективной работы выступают сортировочные станции Западно-Сибирской дороги – Инская, Московка, Алтайская, Входная.

Этому способствует и проводимая на сети дорог комплексная реконструкция сортировочных станций, которая предусматривает механизацию и автоматизацию сортировочных горок, строительство и удлинение парков приема и отправления, а также сортировочных парков, модернизацию всей инфраструктуры и многое другое. Как отметил главный инженер Центральной дирекции управления движением Николай Шипулин, программа совершенствования и развития сортировочных станций учитывает прежде всего увеличение грузонапряженности на важнейших направлениях, которые ведут на Дальний Восток, в порты Азово-Черноморского бассейна и на Северо-Запад. Важно освоить растущие грузопотоки.

Полигоном для применения новейших технологий и информационных систем вот уже на протяжении последних двух десятков лет является станция Инская. Впервые на станции был представлен единый диспетчерский центр управления комплексной бригады, в состав смены которого входят маневровый диспетчер четного и нечетного направления, дежурный по эксплуатационному локомотивному депо и оператор вагонного эксплуатационного депо.

Основными задачами комплексной бригады являются выполнение показателей работы станции, беспрепятственный прием-отправление поездов, эффективное использование локомотивного парка, отправление поездов в соответствии с графиком движения. Наиболее значимыми преимуществами создания центра являются оперативность принятия решений, влияющих на выполнение сменного задания приема-отправления поездов, увязка технологических процессов различных подразделений и работа на единый результат.

Применение передовых технологий положительно отражается на выполнении показателей работы станции Инская: простой транзитного вагона с переработкой здесь составляет 9 часов, что лучше уровня 2015 года на 10,3%, уровня 2012 года – на 28%; простой транзитного вагона без переработки составляет 1,4 часа – с улучшением к 2015 году на 11%, к уровню 2012 года – на 38%.

Существенную помощь оказывает автоматизированная система управления станцией (АСУ СТ), которая является одним из важнейших инструментов, обеспечивающих оперативную работу на линейном уровне. Функционал АСУ СТ Инская охватывает практически весь технологический процесс работы станции и позволяет осуществлять планирование на глубину до 12 часов. Использование АСУ СТ позволило перейти на безбумажную технологию (используется автоматический график исполненной работы, реализованы безбумажные технологии обработки поездов по прибытию, в процессе накопления и выставления поездов), повысить производительность труда на 10,3% к уровню 2012 года.

Как сообщил руководитель проекта ООО "НТЦ Транссистемотехника" Максим Королев, стратегической целью развития АСУ СТ должен стать переход от режима "подсказки" в работе исполнителей к режиму управления их действиями с заданием четких, согласованных между смежными службами последовательных операций. А использование универсальных АРМ позволит как руководителям, так и исполнителям перейти на типовые интерфейсы.

Техническое перевооружение и модернизация коснулись в равной степени с Инской и других сортировочных станций Западно-Сибирской – Алтайской, Входной и Московки. Последовательно на дороге осуществляется переход на полигонные принципы работы – вместо пяти районов управления в настоящее время создано три. Этому способствовало применение такого инструмента управления укрупненными районами и полигонами, как табло коллективного пользования.

Более подробно о проводимой работе рассказал начальник Западно-Сибирской дирекции управления движением Денис Рахимжанов: "После включения сортировочных станций Московка, Входная и Инская в границы одного района управления мы ликвидировали конфликты интересов, ранее возникающие в связи с несвоевременной передислокацией локомотивов и бригад. Хороший результат принесло и изменение самой системы планирования поездной работы во взаимодействии ДЦУП и станции".

На сетевом совещании было также отмечено, что вырабатывать и принимать оптимальные управленческие решения поможет анализ показателей работы станции на основе достоверных данных. Рассмотрены вопросы более совершенного анализа работы сортировочных станций и сменных заданий. Уделено внимание экономическим потерям, выражающимся в отступлении от технологии, рассмотрены меры повышения безопасности горочных процессов.

В целом же перспективное развитие сортировочных станций по-прежнему будет определяться дальнейшим ходом внедрения сквозных технологий, использованием полигонных принципов, а также совершенствованием структурного управления перевозочным процессом. Но при этом основная задача сортировочной станции остается неизменной – выполнение переработки вагонопотоков и формирование поездов таким образом, чтобы время нахождения вагона на станции было минимальным и технологически обоснованным.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.09.2016