29-04-13 / 2013
Новости отрасли
Кузбасские железнодорожники находят пути эффективного использования подвижного состава

Число собственников вагонов, занятых в угольных перевозках в Кузбассе, уменьшилось с 200 до 14. Благодаря этому, а также другим мерам, принятым на Западно-Сибирской магистрали, удаётся справиться с растущими объёмами угля: сегодня Кузбасский регион даёт 17% общесетевой погрузки и 83% дорожной.

Но проблем в организации перевозок еще немало. Пути их решения работники ЗападноСибирской магистрали, частные операторы подвижного состава и представители угольных предприятий обсудили на "круглом столе" "Гудка" в Кемерове.

Кузбасский опыт показывает, что нерешаемых задач нет. Так, еще недавно две сотни собственников подвижного состава создавали неразбериху на углепогрузочных станциях и подъездных путях.

"Полувагоны поступали на станции под погрузку хаотично, - напомнил первый заместитель начальника Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Евгений Главчев. - Осенью 2011 года на станциях и подъездных путях ежесуточно простаивало более 20 тыс. порожних полувагонов, а отгружалось лишь около 7 тыс. На складах лежало до 15 млн тонн угля при нормативе 6,6 млн тонн. Вагонов хватало всем, но при этом все стояли".

После сокращения числа собственников подвижного состава, инициированного угольщиками, на дороге остались лишь те операторы, которые способны гарантированно обеспечить угольные предприятия вагонами. На углепогрузочных станциях Ленинск-Кузнецкий, Мереть, Междуреченск, Кийзак, Ерунаково, Забойщик, например, вместо семи операторов сегодня работают тричетыре компании.

"С ними грузоотправители подписали соглашения, - рассказал первый заместитель начальника Западно-Сибирского ТЦФТО. - Мелким операторам было предложено объединиться с крупными и работать консолидированным парком".

В результате маршрутизация на дороге выросла до 71%.

Кроме того, стало возможным внедрить технологию подбора и формирования на станции Входная порожних вагонов отдельных операторов, заадресованных на одну станцию назначения, в организованные маршруты. При необходимости эти маршруты переадресовываются.

И все же, несмотря на принятые меры, полувагоны продолжали поступать на погрузочные станции в количестве, значительно превышающем потребности. Это влекло за собой увеличение сроков доставки угля и, как следствие, претензии к дороге.

"В прошлом году клиенты предъявили 68 тыс. претензий на общую сумму 1,3 млрд руб.

Это в три раза больше, чем было в 2011-м", - сообщил Евгений Главчев.

Выход был найден. В I квартале текущего года дорога предложила операторам услугу по временному размещению подвижного состава на путях общего пользования без прерывания договора перевозки.

"Эта технология применима только к организованному маршруту одного собственника подвижного состава.

Суть в следующем: в случае если поезд не принимается тем или иным предприятием, оператор оформляет заявку на размещение своих полувагонов на наших путях, - объяснил заместитель начальника ЗСЖД по Кузбасскому территориальному управлению Сергей Макаренко. - Аналогичную заявку может оформить и сам грузоотправитель. Услуга платная - 200 руб. с вагона. По первому требованию оператора поднимаем поезд - это стоит 15 тыс.

руб. - и подводим на фронты погрузки".

С начала года услугой временного размещения полувагонов воспользовались операторы, осуществляющие 77,6% общего объема перевозок угля по Кузбассу. За I квартал на время отставили от движения 105 составов.

Операторы подвижного состава подтверждают, что благодаря новой услуге претензий по просрочке доставки груза стало меньше.

"С экономической точки зрения мы выигрываем, поскольку в случае форс-мажора не приходится самим искать станции для отстоя, и при этом, что самое ценное, договор на перевозку с грузоотправителями остается в силе", - отметил на "круглом столе" заместитель директора Новосибирского филиала ОАО "Первая грузовая компания" по городу Кемерово Геннадий Попов.

Кузбасские железнодорожники планируют охватить этой услугой не только полувагоны, но и цементовозы, зерновозы, крытые вагоны и цистерны.

Следующим этапом налаживания взаимоотношений участников перевозочного процесса на Кузбассе стало соглашение между дорогой и операторами по регулированию нормы парка порожних вагонов. В соответствии с ним, если количество порожняка на дороге не меньше утвержденного, собственник подвижного состава не предъявляет перевозчику претензии по фактам нарушения срока доставки полувагонов, прибывших на станции дороги.

На данный момент соглашения по гарантированному обеспечению полувагонами подписаны с ОАО "Первая грузовая компания", ОАО "Федеральная грузовая компания", ООО "Транспортная компания "Новотранс", ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" и другими. На очереди подписание с ООО "ЗапСиб-Транссервис", ЗАО "НефтеТрансСервис".

"Это очень эффективный шаг, - подтвердил директор Новосибирского филиала ОАО "Федеральная грузовая компания" Сергей Тевс. - Мы ведь очень заинтересованы, чтобы наши вагоны постоянно "крутились", и дорога нам это гарантирует".

Пример кузбасских железнодорожников наглядно показывает не только то, что все задачи можно решить, даже если участники общего процесса - в данном случае грузоперевозочного - имеют разные цели и интересы. Важно уметь договариваться, искать и находить взаимопонимание.

И это удается сделать на заседаниях Межрегионального транспортного координационного совета, в который входят железнодорожники, представители компаний - операторов и грузоотправителей, руководители Кемеровской области.

"Все решения по оптимизации числа собственников, разработке технологии формирования организованных маршрутов на станции Входная и т.д. принимались в тесном сотрудничестве с нашими партнерами, - отметил заместитель начальника Западно-Сибирской дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти Алексей Варющенков. - Прошло уже восемь заседаний координационного совета.

На одном из них прозвучала мысль распространить опыт Входной на всю сеть. И вот первые результаты - станции Тайшет Восточно-Сибирской дороги и Хабаровск-2 Дальневосточной начали формировать организованные порожние маршруты для углепогрузочных станций Кузбасса".

Справка "Гудка"

В 2012 году погрузка угля в Кузбасском регионе ЗСЖД составила 192 млн тонн. Ежегодно этот показатель увеличивается примерно на 5 млн тонн.

На данный момент на станциях Кузбасса грузится почти 8 тыс. вагонов.

Федеральная программа развития угольной промышленности на период до 2030 года предусматривает строительство в Кузбассе 38 предприятий по добыче и переработке угля. В результате к 2020 году добыча в регионе должна увеличиться до 260 млн тонн, в 2030-м - до 300 млн тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.04.13Вагонный круговорот