22-12-20 / 2020
Новости отрасли
Кузбасс перенаправил вывоз угля с запада на восток и затруднил регионам ДВ выход на ж/д - глава Якутии

Угледобывающие предприятия Кемеровской области, ранее отправлявшие свою продукцию на экспорт через западные порты РФ, переориентировались на восточные порты и тем самым осложнили выход на железную дорогу углю из регионов Дальнего Востока, сообщил глава Якутии Айсен Николаев журналистам во вторник.

"Традиционно Кузбасс в основном вез свой уголь в порты на юг и на запад страны. Все, что было в Забайкалье, Бурятии, Хакасии, на наших месторождениях - экспортировалось в основном через восточные порты, потому что нам на запад везти затратно. Такая ситуация сохранялась практически до прошлого года. Потом случился резкий, достаточно серьезный обвал рубля, и в прошлом и в начале этого года в Кузбассе скопились огромные объемы угля, в первую очередь энергетического", - отметил Николаев.

Вместе с тем, при поставках угля на азиатский рынок сохранялась "определенная маржинальность". Угольщикам Кузбасса дали квоты на провоз "черного золота" через восточные порты, и они перенаправили поставки с запада на Дальний Восток.

"В условиях кризиса Кузбасс поддержали. Сейчас ситуация выправляется, но Кузбасс хочет уголь и дальше возить на восток, потому что им понравилось продавать его за хорошие деньги. При этом складывается ситуация, что, так как с Кузбасса идет достаточно большой объем угля, то мы начинаем сегодня испытывать определенное давление из-за нехватки пропускных способностей железной дороги", - объяснил ситуацию глава Якутии.

Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев в свою очередь во вторник сказал журналистам, что руководители дальневосточных регионов все чаще стали предъявлять ему претензии из-за загруженности железной дороги на востоке кузбасским углем.

"На этой неделе я разговаривал с двумя руководителями региона, которые находятся восточнее, чем мы (Кузбасс - ИФ), и которые занимаются добычей угля. Они подошли оба и сказали одновременно: "Сергей Евгеньевич, не надо так себя вести. Ты все объемы (грузоперевозок по железной дороге - ИФ) на восток забираешь на Кузбасс, а нашим регионам объемов не достается". Я говорю: давайте (. . .) вместе добиваться, чтобы желдорога строилась, а прирастать объемами будем пропорционально", - сказал Цивилев.

Глава Кузбасса также напомнил, что спрос на уголь на западных рынках снижается.

"Мы понимали, что рынки сместятся на восток. Это было зафиксировано во многих европейских документах и стратегиях развития, по которым они (страны Европы - ИФ) планово уменьшали потребление угля. Эти документы были публичны, официально озвучены. Но произошло то, чего мы не ожидали, произошло еще более быстрое смещение рынка. Европейские рынки стали закрываться гораздо быстрее, чем они публично это декларировали. А азиатско-тихоокеанский рынок развивается, и цены там выше, чем на европейском", - сказал Цивилев.

Как сообщалось, угольщики Кузбасса в 2019 году получили 250,1 млн. тонн продукции (снижение на 2% относительно предыдущего года). За 11 месяцев 2020 года добыча сократилась на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 202,3 млн тонн.

Якутия по итогам 2020 года ожидает угледобычу на уровне 20 млн тонн (плюс 4,5% к прошлому году).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс22.12.2020