17-05-22 / 2022
Новости отрасли
Курс на декарбонизацию

ОАО "РЖД" ориентируется на принципы устойчивого развития и принимает меры для уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу.Как одна из крупнейших мировых компаний, специализирующихся в сфере железнодорожных перевозок, ОАО "РЖД" внимательно отслеживает процессы и факторы на глобальном рынке, влияющие на конкурентоспособность. В настоящее время на международном уровне складываются жесткие требования по экологизации и декарбонизации экономической деятельности, и их учет в стратегии развития крупного бизнеса, такого как ОАО "РЖД", будет являться определяющим фактором инвестиционной привлекательности в будущем. ОАО "РЖД" четко следует принципам устойчивого развития, которые носят комплексный и неделимый характер, что и обеспечивает сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического. Позиции компании по энергоэффективности и экологичности грузовых и пассажирских перевозок среди железнодорожных компаний мира остаются неизменно лидирующими. Железнодорожный сектор является ведущим элементом транспортной системы. Сегодня его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны. "ОАО "РЖД" осуществляет свою деятельность на территории 77 субъектов Российской Федерации и является связующим звеном международной транспортной системы, при этом доля ОАО "РЖД" в общих показателях влияния на окружающую среду, среди предприятий, функционирующих на территории страны, составляет менее 1% от общего объема. Где выбросы вредных веществ в атмосферу составляют 0,8%, сбросы сточных вод в водные объекты страны 0,01% и образование отходов - 0,02%", - рассказывает начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО "РЖД" Андрей Лисицын. Стратегия до 2035 года Новая Экологическая стратегия ОАО "РЖД", которая сейчас пересматривается в сторону повышения амбициозности целевых ориентиров, рассчитана на ближайшее десятилетие. "При разработке Экологической стратегии ОАО "РЖД" мы ориентируемся на национальные цели развития страны по созданию комфортной и безопасной среды для проживания населения, а также на цели и задачи устойчивого развития", - сообщил "1520.International" Андрей Лисицын. Основными приоритетными направлениям стратегии будут: повышение энергоэффективности развития, минимизация влияния производственной деятельности компании на территориях присутствия и обеспечение ликвидации объектов накопленного экологического ущерба. Сегодня основными "зелеными" проектами ОАО "РЖД" являются электрификация инфраструктуры и использование электротяги, эксплуатация локомотивов, использующих альтернативные виды топлива – газотурбовозы и газотепловозы, применение возобновляемых источников энергии. Электрификация и тяга Так, до 2024 года в планах холдинга электрификация участков общей протяженностью свыше 1,4 тыс. км. За последние два года реализованы крупные комплексные проекты по электрификации железнодорожных линий на участке Гатчина – Лужская, магистрали Таманского полуострова и на участке Борзя – Забайкальск. Для сокращения выбросов ОАО "РЖД" приобретает современный отечественный подвижной состав с улучшенными экологическими характеристиками. В прошлом году на сеть поступило 535 локомотивов. Из них 277 электровозов, в том числе 264 грузовых и 13 пассажирских. Закупка новых серий тепловозов, в количестве 258 единиц в 2021 году, позволила снизить выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Необходимо отметить значительное снижение выбросов от эксплуатации локомотивов серии 2ТЭ25км. За счет эксплуатации магистральных тепловозов данной модели достигнуто сокращение выбросов в атмосферный воздух 3,2 тыс тонн, что составляет 75% от всего эффекта 2021 года. В текущем году запланировано приобретение 522 локомотивов. Сегодня РЖД перевозят более 86% грузов и 85% пассажиров на электротяге. К примеру, за поездку одного пассажира из Санкт-Петербурга в Москву на поезде в атмосферу выбрасывается почти в 4 раза меньше СО2, чем на машине, и почти в 5 раз меньше, чем на самолете. Совместно с обновлением парка тяги новыми моделями локомотивов, холдинг реализует проекты по созданию экологичного тягового подвижного состава. В 2020 году дочерние научные институты компании (прим. автора ВНИКТИ и ВНИИЖТ) провели разработку вариантов компоновочных решений и выбора основного оборудования для модернизации маневровых и магистральных тепловозов для работы на природном газе. Реализация планов позволит к 2024 году обеспечить замещение потребления дизельного топлива природным газом на 11%, а к 2030 году – на 25%. Следующее направление связано с использованием гибридного подвижного состава на аккумуляторных батареях. В ноябре 2021 года завершена разработка конструкторской документации и начато изготовление 2-х опытных образцов гибридных маневровых локомотивов ЭМКА2. Начало испытаний первого локомотива запланировано на III квартал 2022 года. Ведется разработка гибридного электропоезда с литий-ионными аккумуляторными батареями на базе поезда "Ласточка". Совместно с партнерами - "Росатом" и "Трансмашхолдинг" - ОАО "РЖД" приступило к реализации пилотного проекта по применению поездов на водородных топливных элементах на острове Сахалин. Проект предусматривает создание комплексной водородной технологии, включающей производство и транспортировку водорода, эксплуатацию и техническое обслуживание поездов, создание экспертного и образовательного центра. Водородный источник энергии отличается резким снижением уровня шума от подвижного состава и отсутствием выбросов, приводящих к парниковому эффекту. Обращение с отходами производства и потребления Отметим, что ежегодно ОАО "РЖД" производит порядка 1,5 млн тонн отходов. Из них захоронению подлежат 14-16%. Остальной объем передается сторонним специализированным организациям, утилизируется и обезвреживается на собственных объектах в соответствии с лицензией ОАО "РЖД", которая была переоформлена 21 декабря 2021 г. (№ (77) 770370-СТОУБР/П). Показатель захоронения будет улучшен к 2035 году в соответствии с планами, изложенными в Экологической стратегии. При ежегодном образовании в ОАО "РЖД" порядка 1,5 млн тонн отходов производства и потребления, в качестве целевого ориентира принято сокращение до 2030 года доли размещаемых отходов не менее 50% – при реализации инновационного сценария. "ОАО "РЖД" последовательно реализует политику по развитию экологической культуры современного устойчивого обращения с отходами, основанной на принципах экономики замкнутого цикла, - сообщает заместитель начальника Департамента экологии и техносферной безопасности Максим Полищук. - Только в прошлом году было проведено 120 различных мероприятий, направленных на повышение уровня вовлечения отходов во вторичное использование". На полигонах Октябрьской, Московской, Горьковской и Свердловской дорог внедрены и эксплуатируются комплексы по утилизации железобетонных шпал для последующего получения строительного щебня и очищенного лома арматурной стали. Всего, по данным ОАО "РЖД" в прошлом году утилизировано 47,5 тыс. железобетонных шпал. Также в компании реализуется программа обезвреживания отходов производства и потребления на собственных объектах. В Ярославле и на станции Тагул работают два комплекса термического обезвреживания отходов. За этот год уже обезврежено более 2,2 тыс тонн промышленных отходов, 779 тонны биологических и медицинских отходов и 91,3 тыс штук отработанных деревянных шпал. В планах холдинга на ближайшую перспективу продолжить наращивать свои мощности по обезвреживанию отходов, в том числе на действующих объектах, например, на станции Тагул Восточно-Сибирской железной дороги - отработанных деревянных шпал и нефтесодержащих отходов. Планируется дальнейшее развитие комплекса по переработке отходов в Научно-производственном центре по охране окружающей среды - филиале ОАО "РЖД" (г. Ярославль). После переноса на новое место (площадку) в границах Северной железной дороги и глубокой модернизации, комплекс продолжит переработку нефтесодержащих, биологических и медицинских отходов с использование новейших технологий на принципах экономики замкнутого цикла. Свою эффективность также показали технологические линии для переработки отработанных резинотехнических изделий и автомобильных шин на станции Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги и станции Укладочный Западно-Сибирской железной дороги, по которым также планируется увеличение мощностей. "За 2021 год на установках переработано порядка 444 тонн отходов резины с изготовлением 269 тонн крошки и 7 104 тыс.кв. м резиновых напольных покрытий", - заявил Максим Полищук. К 1 июля текущего года планируется определить, где на сети лучше всего установить теплофикационные установки, топливом для которых могли бы быть отработанные деревянные шпалы. Экологический калькулятор В компании рассчитывают не только свое сокращение парниковых газов, но предоставили возможность делать это своим грузоотправителям, для чего создали "Экологический калькулятор ОАО "РЖД". Калькулятор размещен в Личном кабинете клиента и позволяет рассчитать объем сокращения выбросов СО2 при перевозке грузов железнодорожным транспортом* (по сравнению с автомобильным). В перспективе онлайн-счетчик позволит совершенствовать в сторону экологичности технологию доставки продукции путем выбора оптимальных видов перевозок, маршрутов следования, а также контролировать эффективность использования и загрузки подвижного состава. Инвестиции в декарбонизацию "Сейчас мы актуализируем Экологическую стратегию до 2035 года, которая охватывает все направления природоохранной деятельности от снижения углеродоемкости до сохранения биоразнообразия, что позволит нам и дальше привлекать финансирование в привязке к выполнению экологических показателей", - рассказал Андрей Лисицын. ОАО "РЖД" активно повышает и поддерживает свой статус в качестве ответственного заемщика. Компания присутствует на международных рынках капитала уже более 10 лет и средства всегда привлекались на цели реализации инвестиционных проектов, многие из которых и ранее соответствовали принципам зеленого или социального финансирования. "В 2019 году мы акцентировали внимание на целевом назначении облигаций и стали первой российской компанией, разместившей "зеленые" еврооблигации на международном рынке капитала, - сообщает заместитель начальника Департамента корпоративных финансов Анастасия Шаханова. - Для привлечения "зеленого" финансирования была разработана Концепция финансирования проектов устойчивого развития, соответствующая "Принципам зеленых облигаций" Международной ассоциации рынков капитала, "Стандартам низкоуглеродных транспортных перевозок" международной организации Climate Bond Initiative ( Клаймат Бонд Инишэтив), а с 2020 года Концепция также соответствует Методическим рекомендациям ВЭБ.РФ". Кроме того, компания представила собственную методологию оценки снижения выбросов CO2 при финансировании закупки электропоездов "Ласточка" за счет переключения пассажиропотока с автомобильного транспорта на железнодорожный, а также разработала методику оценки экологической эффективности грузовых перевозок железнодорожным транспортом с использованием локомотивов на электрической тяге. "В развитие инструментов устойчивого финансирования в 2021 году ОАО "РЖД" реализован новый для транспортной отрасли инструмент – международный ESG-кредит с привязкой к выполнению экологических КПЭ. Кредитором выступил банк Юникредит, сумма сделки составила 585 млн. шв. франков. Ставка кредитования может быть снижена за счет выполнения ОАО "РЖД" целевых показателей в области устойчивого развития", – отметила Анастасия Шаханова. В настоящий момент ОАО "РЖД" остается единственной компанией, представляющей Россию на международном рынке "зеленых" облигаций, а также крупнейшим ESG заемщиков на российском рынке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152017.05.2022