12-02-24 / 2024
Новости отрасли
Курс на Азово-Черноморский бассейн

В минувшую пятницу первый вице-премьер Правительства РФ Андрей Белоусов провел заседание штаба по транспортно-логистическим коридорам. Участники обсудили развитие железнодорожной инфраструктуры на азово-черноморском направлении.

В начале заседания представители АНО "Дирекция международных транспортных коридоров" сообщили данные о грузоперевозках по основным направлениям за 2023 год. По железной дороге в восточном направлении перевезено 235,7 млн тонн, что на 9% больше в сравнении с 2022-м; по МТК Север – Юг – 11,6 млн тонн грузов (+14% год к году); в азово-черноморском направлении – 92,4 млн тонн грузов (+1% год к году).

На встрече шла речь об актуализации дорожной карты и развитии железнодорожной инфраструктуры в направлении Азово-Черноморского бассейна (АЧБ).

По мнению научного сотрудника Каспийского института стратегических исследований Александра Караваева, азово-черноморские порты оказались несколько в тени восточного направления, при этом маршруты по доставке экспортных и импортных товаров в направлении АЧБ остаются актуальными и перспективными для развития экономики европейской части России. "Порты бассейна расположены очень близко к основным регионам с максимальной плотностью населения по линии Москва – Воронеж – Ростов – Краснодар. Кроме того, регионы средней и нижней Волги являются ведущими поставщиками удобрений, зерна и других товаров и ориентированы на порты АЧБ", – говорит эксперт.

Наращивание торговых связей РФ с Турцией и странами Северной Африки в части поставок продовольствия, удобрений, энергоресурсов, реализации атомных проектов в Турции и Египте влечет за собой внимание к развитию этого направления. Растет и курортно-рекреационная нагрузка на Черноморское побережье России, которая выражается в плотности пассажирских перевозок, утверждает заведующий Центром постсоветских исследований РАН Леонид Вардомский.

Эксперты отмечают, что именно по этим причинам порты АЧБ остаются лидерами по перевалке грузов в России с наибольшим приростом по году.

На азово-черноморском направлении в 2023-м по морю доставлено 207,8 млн тонн грузов, что на 7% больше, чем в 2022 году. Сейчас провозная способность железнодорожной инфраструктуры АЧБ составляет 125,1 млн тонн. К 2025 году планируется увеличить ее до 131 млн тонн, а к 2030-му – до 152 млн тонн. Финансирование соответствующих мероприятий в период 2023-2030 годов составляет 667,8 млрд руб.

Для увеличения пропускной способности в направлении портов АЧБ холдинг "РЖД" продолжает работы по модернизации станций Приволжской и Северо-Кавказской дорог и строительству обхода Саратовского узла. Открыть движение по обходу планируется уже в 2025 году, а завершить работы – в 2026-м. Это на год быстрее, чем предполагалось.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.02.2024