21-09-15 / 2015
Новости отрасли
Кто в лес? Кто по дрова?

НОВЫЕ ЛЕСОВОЗНЫЕ ПЛАТФОРМЫ НАШЛИ НЕКОТОРЫЙ СПРОС

Лес и лесоматериалы относятся к числу наиболее массовых грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (подробнее см., например, "Лес следует курсу" в "Транспорте" № 5, 2015 г.).

За последнее время появилось несколько новых моделей вагонов для перевозки леса, которые обладают улучшенными технико-экономическими показателями.

Несмотря на сложности со сбытом подвижного состава, продолжаются разработки новых моделей вагонов для леса.

Хотя перевозки леса всегда носили массовый характер, долгое время в нашей стране отсутствовал специализированный подвижной состав, предназначенный именно для этого вида груза.

Универсальные или специализированные?

На внедрение специализированного подвижного состава в середине ХХ века шли крайне неохотно. Дело в том, что практически любой специализированный вагон имеет в 50% случаев порожний пробег. В советские времена такое положение считали недопустимым и стремились к более полному использованию погрузочного ресурса. Поэтому для перевозок леса использовали либо полувагоны, либо универсальные платформы. В полувагоны лес стремились погрузить с "шапкой", до полного использования габарита погрузки. При использовании универсальных платформ из круглого леса изготавливали стойки, а затем производили увязку самого груза. При этом возникали большие затраты ручного труда на увязку груза, для изготовления крепежных реквизитов расходовался лес и проволока, увеличивался простой вагонов под погрузкой. Качество крепления груза зависело от профессионализма и добросовестности такелажников. Иногда, обычно при роспуске с сортировочных горок, в пути случалось смещение груза, нарушение габарита погрузки. Таким образом, за универсальность подвижного состава порой приходилось переплачивать.

В 1970-х годах Днепродзержинский вагоностроительный завод стал производить специализированные платформы. Платформа с длиной рамы 24 м имела боковые стойки; торцевые стенки отсутствовали. Грузоподъемность такого вагона составляла 56 тонн. На нем допускалась перевозка леса в хлыстах длиной от 8 до 25 метров.

Впрочем, до 1990-х годов парк таких платформ был невелик, и потому их использование было ограничено. По-прежнему большую часть круглого леса и пиломатериалов грузили в полувагоны.

Ситуация изменилась в 1990-е годы с появлением частных владельцев и операторов. Выбирая подвижной состав для пополнения своего парка, они часто предпочитали специализированные вагоны. Часть его была создана путем модернизации универсальных платформ с установкой на них металлических стоек для крепления леса, а часть сразу была выпущена со стойками на заводах- изготовителях.

Производители

В России существует несколько вагоностроительных предприятий, которые выпускают платформы для транспортировки леса, хотя масштабы производства по сравнению с универсальным подвижным составом сравнительно невелики.

В 2014 году заводы России и СНГ изготовили около 2,1 тыс. лесовозных платформ, превзойдя уровень 2013 года в два раза. Наибольшие объемы производства лесовозов в прошлом году были достигнуты ОАО

"Рославльский вагоноремонтный завод". Здесь в 2014 году построили около 900 платформ для леса. Второе место у ОАО "Алтайвагон", где сдали заказчикам около 700 вагонов. Кроме того, довольно существенные объемы выпуска были достигнуты ОАО "Завод металлоконструкций", где было произведено около 300 единиц подвижного состава. И, наконец, замыкает список основных производителей АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" (УВЗ), выпустившее около 250 платформ. Как видим, все перечисленные предприятия расположены в России.

В первом полугодии текущего года производство лесовозов по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года сократилось вдвое. В абсолютных цифрах выпуск специализированных платформ составил около 500 единиц. При этом доли рынка, занимаемые теми или иными производителями, также существенно изменились. Лидером в этом узком сегменте рынка стал Завод металлоконструкций, собравший около 350 платформ. Объемы производства на Алтайском вагоностроительном заводе и УВЗ упали примерно до 50 вагонов по каждому предприятию. В Рославле в этом году выпустили лишь около 20 платформ для леса. Подчеркнем, что каждое из перечисленных предприятий выпускает свои модели подвижного состава для перевозки лесоматериалов.

В ассортименте выпускаемой продукции предприятия "Алтайвагон" присутствует платформа для перевозки леса модели 13-2114-07, оборудованная торцевыми стенками решетчатой конструкции и боковыми стойками. Длина платформы по раме 13 400 мм, грузоподъемность - 66 тонн. Тара вагона составляет 26,2 тонны. Как сообщили "Транспорту" на предприятии, всего с января и по

1 августа 2015 года "Алтайвагон" изготовил 57 платформ модели 132114-07.

Завод металлоконструкций, расположенный в городе Энгельсе, выпускает платформы модели 13-9997, имеющие глухие торцевые стенки и боковые стойки. Такие вагоны предназначены для транспортировки пиломатериалов и круглого леса длиной от 3 до 6 м. Длина платформы составляет 12,7 м. Грузоподъемность 69,5 тонны, масса тары - 24,5 тонны. Изготовителем получен сертификат соответствия на выпуск 1,5 тыс. таких платформ сроком действия до 30 июня 2017 года.

С начала производства платформы модели 13-9997, а их стали выпускать в 2014 году, и по август текущего года было выпущено 790 вагонов такого типа. "Из этого числа с начала текущего года по 21 августа 2015 года Завод металлоконструкций произвел 510 платформ для леса. Заказчик этого подвижного состава - операторская компания "Максима Логистик", - сообщили "Транспорту" в отделе сбыта вагоностроительного завода.

Лесовозы модели 13-9924-01 предлагает своим клиентам Рос- лавльский вагоноремонтный завод. Платформы имею решетчатые концевые стенки, предохраняющие груз от смещения, а также боковые стойки. Рама платформы имеет боковые продольные балки переменного сечения. Длина платформы по концевым балкам 13 400 мм. Весовые характеристики платформы: грузоподъемность - 68,5 тонны, масса тары - 25 тонн.

Хотя объемы выпуска лесовозов существенно сократились, цены на них не уменьшились. Стоимость лесовозной платформы на конец лета 2015 года составляла от 1,8 до 2,1 млн рублей, что превышает цены прошлого года примерно на 5-15%.

Новая платформа из Тихвина

В июле 2015 года между ОВК и компанией "Евросиб" было подписано соглашение о производстве и передаче в долгосрочную аренду до 1 тыс. платформ для транспортировки леса модели 13-6852.

Данный вагон имеет грузоподъемность 74 тонны и предназначен для транспортировки леса длиной от 3 до 13 м. Благодаря выдвижным элементам стоек можно увеличить объем и вес перевозимого на платформе груза. Конструкция оснований стоек предусматривает возможность перевозки пакетов из пиломатериалов. Основная же особенность платформы модели 13-6852 заключается в применении тележек Barber.

"Тележки Barber имеют увеличенный межремонтный пробег благодаря повышенной до 1 млн км износоустойчивости деталей. Таким образом, пробег до первого деповского ремонта составляет 500 тыс. км, или 6 лет, между деповскими ремонтами - 350 тыс. км, или 4 года. Кроме того, улучшенная динамика тележки Bar ber снижает скорость износа колесных пар, что увеличивает срок их эксплуатации", - рассказала "Транспорту" директор по маркетингу ОВК Нина Борисенко.

Лесовозы

В России действует целый ряд операторов лесовозных платформ. К числу крупнейших из них по объемам перевозок можно отнести ООО "Транс- Лес", ЗАО "Евросиб - Транспортные системы", ООО "Стура Транспорт" и ОАО "Архбум". Кроме того, своими парками лесовозов располагают фирмы Nurminen Logistics и ООО "Фирма "Трансгарант".

Для перевозок леса часто используют полувагоны либо универсальные платформы

Минувшим летом "Евросиб" арендовал сразу тысячу новых платформ производства ОВК

"ТрансЛес" была создана для управления парком специализированных вагонов - лесовозов, находившихся в парке РЖД в 2005 году, а затем продана в рамках программы приватизации ДЗО госмонополии. Сейчас в управлении компании находится до 8 тыс. вагонов. Компания использует для перевозок платформы моделей 13-9924-01 и 13-9744-04, которые могут быть загружены либо лесоматериалами, либо крупнотоннажными контейнерами. Кроме того, в парке "ТрансЛеса" есть платформы модели 13-2114-07, которые могут применяться только для перевозки древесины. Применяются и универсальные платформы, которые переоборудованы с использованием съемного оборудования проектов 444302, ВО-118, а также М1555.

В 2013 году "ТрансЛес" получил от ЗАО "Сбербанк Лизинг" в аренду 500 лесовозных платформ модели 23-925. Срок аренды составляет 10 лет, а стоимость всей партии вагонов - около 1 млрд рублей. Компания активно занимается транспортировкой лесоматериалов с Восточно-Сибирской дороги на экспорт в Китай. На начало текущего года компания выполняла 52% перевозок в этом направлении.

Уже более 20 лет занимается перевозками леса группа компаний "Евросиб". В настоящее время в оперировании компании находится более 3,5 тыс. лесных платформ различных моделей: 13-2114-07, 134012, 13-401 и других типов, но все они оборудованы по проекту 4443.02, то есть оснащены стойками и торцевыми стенками.

"В 2014 году компанией было перевезено около 3 млн тонн лесоматериалов, в том числе в лесных платформах - 2,5 млн тонн. Анализируя погрузку семи месяцев 2015 года, уже сейчас можно отследить существенный, примерно на 9%, рост объемов перевозки на платформах, несмотря на то что парк вагонов за год практически не изменился. Данное увеличение в большей степени связано с оптимизацией грузопотоков, более эффективным использованием подвижного состава", - рассказал "Транспорту" заместитель генерального директора по коммерческой деятельности компании "Евросиб СПб - Транспортные системы" Александр Деркач.

Уже долгие годы компания "Евросиб" осуществляет перевозку балансов в Финляндию для лесоперерабатывающих компаний Metsuliitto, UPM-Kummene, StoraEnco. Кроме того, этот оператор обеспечивает поставку сырья на крупные российские комбинаты - ЗАО "Интернешнл Пейпер", ООО "Лесобалт", ОАО "Волга", ООО "Сыктывкарский фанерный завод" и другие. В Сибири и на Дальнем Востоке к числу клиентов "Евросиба" относятся ООО "Торговый дом "РФП", ООО "Сансара", ООО "Азиявнештранзит", ООО "Трейд-Ост", ООО "ЛП "Ангара" и многие другие.

На северо-западе России, в Финляндии и странах Балтии работает финская компания Nurminen Logistics, которая располагает парком около 1 тыс. вагонов колеи 1520 мм. Компания была основана 1886 году и с тех пор занимается экспедиторской и операторской деятельностью по перевозкам различными видами транспорта. Свой парк железнодорожного подвижного состава компания получила в 2005 году, приобретя 49% акций фирмы ООО "Иртранс" из Санкт-Петербурга и все вагоны, которыми владело это юридическое лицо.

В 2009 году Nurminen Logistics стала партнером российской компании "Трансгарант". Был заключен договор сроком на 7 лет, согласно которому Nurminen Logistics стала представителем "Трансгаранта" в Финляндии. По данным компании "Трансгарант", в ее парке подвижного состава находятся 362 платформы для транспортировки леса.

Парк платформ-лесовозов финского оператора составляет 115 единиц, которые принадлежат к моделям 13-4012-20 и 13-3121. Первые из этих платформ имеют грузоподъемность 67 тонн, а вторые - 70 тонн.

Весь парк вагонов-лесовозов компании Nurminen Logistics используется для обслуживания одного клиента - лесопромышленного концерна Metsaliitto Cooperative, предприятия которого расположены в Финляндии. Подвижной состав Nur- minen Logistics служит для транспортировки круглого леса из России в Финляндию.

На фоне падения курса рубля

Согласно статданным, производство грузовых вагонов в России за первые семь месяцев текущего года сократилось на 54%. Тенденция в той или иной мере коснулась почти всех видов грузового подвижного состава. В то же время некоторые операторы продолжают наращивать парк подвижного состава для транспортировки леса.

Отметим, что в условиях падения курса рубля наблюдаются благоприятные условия для экспорта леса и соответственно для некоторого роста его транспортировки по железным дорогам. Так, за июль этого года перевозки лесных грузов увеличились до 23,7 млн тонн, или на 2,1% по сравнению с тем же месяцем 2014 года. Однако вряд ли это оживление разработок леса существенно скажется на вагоностроении.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт21.09.2015