13-10-15 / 2015
Новости отрасли
Кто субсидирует грузоперевозки?

9 октября 2015 года министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев публично заявил о том, что в 2016-м ОАО "РЖД" не получит субсидий на грузовые перевозки. По его словам, вопрос уже решен и, по сути, осталось определиться только с размером индексации грузовых тарифов. Напомним, что в настоящий момент основным вариантом остается их 10%-ный рост. Мнения грузоотправителей по этому поводу различаются: некоторые считают такое повышение тарифной нагрузки чрезмерно высоким, а другие уверены, что бизнес сможет подстроиться к любой ситуации, лишь бы ее условия объявлялись заранее.

Перевозке пассажиров помогут

Согласно последнему заявлению А. Улюкаева, в 2016 году ОАО "РЖД" получит 60 млрд руб. субсидий из бюджета, но они будут направлены только на компенсацию потерь от пассажирских перевозок. По его словам, данное решение уже принято. Напомним, что в этом году пассажирские перевозки РЖД компенсировались суммой в 25 млрд руб., а финансовым планом перевозчика на 2016-й на эти цели предусматривается 36,5 млрд руб.

Ранее Минфин предлагал выдать в 2016 году ОАО "РЖД" 26,5 млрд руб. субсидий для компенсации потерь от пассажирских перевозок (10 млрд руб. - за перевозки в поездах дальнего следования, 16,5 млрд руб. - за пригородные). Аналогичное предложение Минфина на 2017 г. предусматривало сумму компенсаций в 25,5 млрд руб. (10,3 млрд руб. на дальнее следование и 15,2 млрд руб. - для пригородных перевозок), на 2018 г. - 25,4 млрд руб. (11,3 млрд и 14,1 млрд руб. соответственно). Минтранс, в свою очередь, предлагал в 2017-м выделить РЖД 35-37 млрд руб. на пригородные перевозки и 25 млрд руб. на перевозки дальнего следования.

Пассажирские перевозки дальнего следования считаются традиционно убыточными для РЖД. Например, в 2014 г. убытки от пассажирских перевозок составили 16,2 млрд руб., в 2013 г. - 10,5 млрд. руб. За последние 5 лет наибольший размер убытков в данном сегменте регистрировался в 2010 году - на уровне 48,5 млрд руб. Пригородные перевозки также не приносят прибыли перевозчику. Однако летом 2015-го правительство РФ приняло решение обнулить НДС в данном сегменте деятельности, что позволило пригородным пассажирским железнодорожным компаниям уже в этом году сэкономить 6,5 млрд руб. (по подсчетам РЖД). Такую же меру для перевозок дальнего следования предлагал Минтранс. По оценке вице-президента ОАО "РЖД" Михаила Акулова, это позволило бы сэкономить 5 млрд руб., необходимых для обновления парка пассажирских поездов.

Грузоперевозки справятся сами

Пока вопрос о том, каким будет рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, остается открытым. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову дополнительно обсудить это с Минэкономразвития, Минтрансом и ФАС. По словам А. Улюкаева, степень вероятности того, что индексация тарифов в 2016 году составит 4% на пассажирские и 10% - на грузовые перевозки, достаточно высока.

Напомним также, что в настоящий момент бюджет ОАО "РЖД" на 2016 год сверстан из расчета предполагаемых госсубсидий в размере 40 млрд руб. Владелец инфраструктуры запрашивал у правительства указанную сумму вкупе с индексацией грузовых тарифов на 10%. Данную позицию поддерживал Минтранс, но против субсидий выступало большинство других министерств и ведомств. При этом в Минэкономразвития считали, что без субсидий естественной монополии можно предоставить индексацию в 10%, а ФАС настаивала на двухэтапном повышении тарифов до уровня 7,5% в среднем по году. "При индексации в 10% рост конечной цены перевозки грузов не превысит 4%", - заявлял И. Шувалов.

Отметим, что обсуждение идет в постоянно меняющихся условиях. Так, в конце июля 2015 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщал, что РЖД необходимо 75 млрд руб. субсидий при индексации грузовых тарифов в 2016-м на 10%. "Сейчас мы считаем порядка 75 млрд руб., чтобы при максимальной планке в 10% сбалансировать финансовую модель", - уточнял он. В конце сентября эта сумма снизилась чуть ли не вдвое. "Это вопрос сложный", - констатировал М. Соколов.

По его словам, дополнительное субсидирование финансовой модели деятельности РЖД необходимо в пределах 35-40 млрд руб., но эти цифры еще будут согласовываться с ФАС и Минэкономразвития.

Напомним, что в сентябре 2015 года руководитель ФАС Игорь Артемьев также говорил, что индексация тарифов РЖД в 2016-м должна находиться в пределах 7,5-10%. Он подчеркивал, что ФАС в принципе не поддерживает идею о субсидировании РЖД, поскольку данный механизм не является эффективным. "Если какие-то деньги и необходимо давать, то только на определенные проекты по капитальным вложениям", - добавил И. Артемьев.

Кстати, ФАС намерена требовать в обмен на индексацию тарифов (независимо от ее размера) план сокращения издержек и повышения эффективности закупок перевозчика согласно федеральному закону от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", чего раньше не было.

Отметим, что формально для ОАО "РЖД" не существует особой разницы между финансовой поддержкой перевозчика с помощью госсубсидий или путем индексирования тарифов. Однако источники финансирования в этих случаях разные: при выделении субсидий ими являются все налогоплательщики, прежде всего предприятия нефтегазового сектора экономики, а при индексации - только грузоотправители или грузополучатели, то есть непосредственные потребители услуг, предоставляемых владельцем инфраструктуры. Что касается последних, то их реакция на предлагаемое увеличение тарифов различна. В частности, нельзя сказать, что все грузовладельцы категорически против индексации цен на перевозки. "Бизнес сам подстроится под решения правительства в тарифной части, - заявляет руководитель управления по логистике одного из крупных металлургических предприятий страны. - Мы примем те условия, что будут сформированы, но нам как предпринимателям необходимо знать о них заранее, чтобы планировать свою деятельность".

Отсутствие субсидий ударит по промышленности

Генеральный директор агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что решение финансировать ОАО "РЖД" за счет индексации бьет по промышленности, которая и так, по ожиданиям ЦБ, будет в 2016 году в отрицательной зоне, причем не только из-за того, что нагрузка на нее возрастет, но и потому, что ОАО "РЖД" требует предоплату при предоставлении услуг. "Это резко ограничивает оборотный капитал компаний", - подчеркивает эксперт. По словам представителей ИПЕМ, показатели спроса на промышленную продукцию в сентябре продолжали умеренно, но стабильно снижаться (сентябрьский индекс ИПЕМ - спрос составил минус 2,1%). "Перспективы развития ситуации в промышленности, отражением которых является динамика инвестиций в основной капитал, являются еще менее радужными", - считают аналитики ИПЕМ.

По данным Росстата, инвестиции в промышленность в сопоставимых ценах за 8 месяцев 2015 года снизились на 6%. Однако простейший расчет, учитывающий снижение покупательной способности рубля там, где велика доля закупок импортного оборудования, показывает, что реальное снижение физического объема инвестиций в основной капитал может оказаться на 10 п. п. больше, чем отражает официальная статистика.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру13.10.2015