20-03-14 / 2014
Новости отрасли
Крым меняет коридоры

Договор о включении в состав РФ Республики Крым и города Севастополя на правах новых субъектов Федерации, который был подписан в Москве 18 марта, заставляет по-новому оценить перспективы развития транспортной инфраструктуры полуострова. По данным правительства России, затраты на ее восстановление оцениваются в $2,8 млрд. Но, скорее всего, они будут выше, так как речь идет не просто о модернизации, но о коррекции привычных транспортных коридоров.

За последнюю неделю правительство рассматривало ситуацию в транспортной инфраструктуре Крыма дважды - незадолго до крымского референдума и сразу после него. Еще 14 марта заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев озвучил суммы необходимых экономике полуострова инвестиций: около $5 млрд, из которых $2,8 млрд придется потратить на транспорт. Самым затратным проектом станет строительство железнодорожно-автомобильного моста через Керченский пролив, который заменит существующие сегодня паромные переправы. Министр транспорта Максим Соколов заявил 19 марта, что будет подготовлено несколько проектов нового сооружения, в том числе и с тоннелем под проливом. Еще 3 марта 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании дочерней структуры "Росавтодор", которая займется строительством моста Кавказ - Крым через Керченский пролив. Стоимость моста протяженностью 4,6 км оценивается от €500 млн до €1 млрд 250 млн.

Строительство нового моста не просто служит стратегическим планом, призванным обеспечить бесперебойную связь нового российского эксклава с материковой частью страны, но и символизирует перспективную перестройку системы транспортных потоков на полуострове. До сих пор линия Керчь - Крым имела локальное значение и служила, скорее, интересам клиентов Керченского порта. В ближайшем будущем, в случае сохранения нынешнего статус-кво, она станет главным транспортным коридором Крыма. Сегодня грузовые потоки с территории Украины идут через Перекоп, но очевидно, что напряженность движения через них, по крайней мере в средней перспективе, будет снижаться. Как из-за технических моментов, связанных с пограничными формальностями, так и из-за осложнения межгосударственных отношений.

Напомним, что сегодня Крым располагает достаточно развитой, хоть и требующей модернизации, транспортной инфраструктурой. Кроме сети автодорог, в Крыму расположены Симферопольский аэропорт, пять морских торговых портов - Феодосийский, Керченский, Евпаторийский, Ялтинский и Севастопольский. Железная дорога в Крыму функционировала как Крымская дирекция железнодорожных перевозок, которая входила в Приднепровскую железную дорогу (структура "Укрзализныци"). Также работают две переправы - автомобильно-пассажирская компании "Керченская паромная переправа" и железнодорожная ДП "ТИС-Крым".

Из всех видов транспорта тяжелее всего интегрироваться в новые условия придется железнодорожникам. Сегодня Приднепровская железная дорога продолжает осуществлять свою работу на территории Крыма в полном объеме, как сообщила ИА "РЖД-Партнер.ру" пресс-секретарь начальника ПЖД Ирина Козлова. Официальной позицией Министерства инфраструктуры Украины, которому подчиняется "Укрзализныця", остается непризнание независимости полуострова. В связи с этим государственное предприятие не прекращало обслуживания пассажиров и грузовладельцев на территории Республики Крым. "Крымская дирекция железнодорожных перевозок остается структурным подразделением дороги, в состав которой входит множество линейных подразделений: станции, локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, сигнализации и связи и т. д., - рассказала И. Козлова. - Работа линейных подразделений проходит в штатном режиме и во взаимодействии с диспетчерским аппаратом железных дорог Украины". Среди сложностей в работе магистрали И. Козлова назвала появление на границах Крыма блокпостов, выставленных местными силами самообороны, из-за действий которых периодически наблюдаются остановки поездов с целью досмотра, что может приводить к незначительным отклонениям от графиков движения.

По мнению Сергея Петренко, главы "Яндекс.Украина", работавшего в 1996-2002 гг. в управлении "Укрзализныци", при установлении государственной границы с РФ в районе Чонгарского перешейка железнодорожные администрации столкнутся с проблемами строительства новых стыковых железнодорожных станций и обустройства погранпереходов. Фактически на существующих малых станциях с одним-двумя приемо-отправочными путями должны появиться новые станции, рассчитанные под серьезную грузовую работу. Например, на стыке Калининградской и Литовских железных дорог этот процесс занял более 10 лет, а до этого служил сдерживающим фактором для роста грузопотока. Кроме того, по мнению С. Петренко, железнодорожникам придется заново организовывать технологию работы локомотивов, которые сейчас работают в рамках одной дороги и установившихся маршрутов, пересматривать схемы развития железнодорожных путей полуострова, развивать и электрифицировать 200-километровую однопутную линию Симферополь - Керчь. Не располагает Крымская дирекция и собственной ПМС для капитального ремонта путей. Все это приведет к уменьшению грузовых перевозок с территории Украины, а для пассажирского движения - к увеличению времени нахождения поездов в пути. Помимо этого, острыми остаются вопросы потери имущества "Укрзализныци" на территории Крымской дирекции. Кроме инфраструктуры и зданий, в Крыму находится подвижной состав, путевые машины, средства механизации для работ на контактной сети, а также базы отдыха и пансионаты. Представители Приднепровской железной дороги надеются, что вопросы имущества будут решены на уровне межгосударственных отношений.

Впрочем, грузовые перевозки в Крым уже упали, хотя и не по вине железнодорожников, считает И. Козлова. "Это связано с политикой грузоотправителей, которые изменили свои логистические цепочки ввиду опасений за сохранность грузов на территории Крыма", говорит она.

Аналитик киевского Центра транспортных стратегий Дмитрий Ягелло считает, что украинский грузопоток из Крыма уйдет, хотя и не полностью. "Собственной грузовой базы в республике нет, а порты полуострова главным образом использовались для логистики предприятий юго-востока Украины, - отметил он. - Сегодня эти компании в спешном порядке переориентируются на другие украинские порты".

Впрочем, в том, что крымские порты без работы не останутся, уверены все собеседники ИА "РЖД-Партнер.ру". Источник издания в Феодосийском морском порту сообщил, что хотя сегодня грузы из порта во многом ушли, в первую очередь металлы с предприятий юго-востока Украины, эти трудности временные. Мощностей российских портов в Черноморском бассейне недостаточно для потребностей российского бизнеса, а поэтому через некоторое время портовики найдут новых клиентов, которым станет проще работать под российской юрисдикцией. Д. Ягелло полагает, что для российского бизнеса передел новых портовых мощностей в республике очень интересен. "Россия испытывает дефицит портовых ресурсов в Черноморском бассейне, поэтому крымские порты могут представлять интерес для российского бизнеса, - отмечает он. - А если между странами не будет острой конфронтации, то Крым может сохранить часть украинского грузопотока". Кроме того, украинские компании, владеющие активами в крымских портах, также вряд ли откажутся от своей доли и продолжат перевалку грузов через собственные терминалы.

В российской Ассоциации морских торговых портов отказались комментировать перспективы перераспределения грузов в черноморских портах, но заявили, что приветствуют вхождение крымских портов в свою НКО. "Сегодня они переживают непростую ситуацию, связанную с переходным периодом в Республике Крым и необходимостью переключения на новую правовую и законодательную базу, - сказал в беседе с нашим корреспондентом Александр Шиманский, генеральный директор Московского представительства АСОП. - Портовое законодательство России и Украины в последнее время развивалось по-разному, поэтому приспособление к новым условиям работы может быть достаточно сложным. Тем не менее АСОП готова помочь руководству крымских портов с минимальными издержками осуществить этот переход, в первую очередь через оказание необходимой консультационной и экспертной помощи".

Особенные проблемы придется решать и в сфере воздушного сообщения с Крымом, считает С. Петренко. В условиях непризнания независимости полуострова со стороны мирового сообщества полеты официальных авиакомпаний в Крым станут затруднительными из-за правил IATA, которые под угрозой санкций запрещают полеты на не признанную государствами-членами территорию. Если российские авиакомпании найдут способ обойти запреты, как в случае с полетами на Северный Кипр, куда летают только авиакомпании Турции, любые полеты из/в Симферополь будут возможны только с пересадками в российских аэропортах и, возможно, минуя воздушные коридоры Украины.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру20.03.2014