30-06-20 / 2020
Новости отрасли
Кризис в полном составе

Железнодорожные операторы в первом квартале показали неплохие объемные результаты: в отличие от погрузки и грузооборота на сети ОАО РЖД, упавших по итогам января-марта, у операторов эти показатели росли. Однако, возможно, это происходит в последний раз в текущем году: кризис набирает обороты, и аналитики ожидают, что ставки оперирования достигнут дна уже в конце лета. По их оценкам, второй и третий кварталы должны стать для операторов очень тяжелыми.

Динамика перевозки грузов железнодорожными операторами в первом квартале года пока не отражает динамику в среднем по сети ОАО РЖД, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top. Приходящаяся на долю участников рейтинга (34 компании) погрузка даже несколько выросла относительно первого квартала 2019 года - на 2,7%, до 268,3 млн тонн, подрос и грузооборот - на 2%, до 532,9 млрд тонно-километров. Позиции лидеров рейтинга с конца года (см. "Ъ" от 4 марта) практически не изменились. Топ-3 все так же составляют подконтрольная ОАО РЖД Федеральная грузовая компания, лидирующая по всем позициям, кроме объема перевозки, Первая грузовая компания Владимира Лисина и Globaltrans группы "Н-Транс". Немного укрепила свои позиции СУЭК, поднявшись на одно место, до седьмого, и оттеснив с него "Модум-Транс" Дмитрия Артякова и Андрея Бокарева.

Текущие позиции операторских компаний формировались на растущем рынке, который с конца прошлого года перестал быть таковым. Первый квартал ознаменовался падением погрузки на сети ОАО РЖД на 3,8% с еще более глубоким спадом грузооборота, коррелирующим с сокращением погрузки угля на 10,2% по итогам квартала (см. "Ъ" от 1 апреля). Далее проблема лишь усугубилась: падение погрузки в апреле составило 5,9%, в мае - 5,4%, по итогам пяти месяцев - 4,5%. Сильно сократились перевозки наиболее массовых грузов - угля (на 11%) и нефтепродуктов (на 5,3%). При этом парк на сети растет: на 1 июня, говорил начальник управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры ОАО РЖД Михаил Сапетов, он составлял 1,182 млн единиц и продолжает расти. В отстое - около 100 тыс. вагонов. ИПЕМ оценивает потери операторов с марта по май в 56,8 млрд руб.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что пока кризис сказался в основном на финансовых результатах операторов, а объемные показатели снизились не так сильно. Наиболее пострадавшие сегменты - полувагоны, нефтебензиновые цистерны и лесовозные платформы, говорит эксперт.

Он ожидает заметного ухудшения результатов операторов во втором и третьем кварталах. Ставки на полувагоны уже упали до 700–800 руб. за вагон в сутки, тогда как минимальный платеж по лизингу для нового вагона - не менее 950 руб. При этом профицит увеличивается, на сеть выходит в основном парк с повышенной осевой нагрузкой, поэтому ставки еще не достигли дна, полагает господин Бурмистров. Он ожидает, что это случится во второй половине лета. "Как будет восстанавливаться рынок, еще предстоит увидеть,- говорит он,- так как, с одной стороны, государство оказывает масштабную поддержку некоторым грузообразующим отраслям, например строительной, а с другой - спрос на уголь падает, а без расширения провозной способности БАМа и Транссиба восстановить перевозки угля железной дорогой будет крайне тяжело". Он полагает, что на фоне спада рынка будет ускоряться процесс консолидации, все больше вагонов операторы будут переводить из финансового лизинга в операционный, чтобы не нести обязательств по выкупу, а на рынке лизинга увеличится число и объем ремаркетинговых сделок.

Заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук также полагает, что ставка оперирования достигнет дна к концу лета, а осенью с ростом погрузки опять пойдет вверх. "Главный вопрос - будет ли достигнут уровень 2015 года (400 руб. за полувагон в сутки.- "Ъ"",- говорит эксперт. По его мнению, этого не произойдет: парк сегодня существенно моложе, чем в 2015 году, доля уже амортизированных вагонов намного меньше и уровень расходов, который закладывается в цену, куда выше. По словам господина Сапетова, сейчас средний возраст парка - 12,3 года, по полувагонам - 8,8 года. Эксперт полагает, что дно ставки оперирования - около 700 руб., но доходная ставка может упасть еще ниже, отмечает он, напоминая, что в 2015 году отдельные крупные компании работали с доходностью 200 руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ30.06.2020