29-01-15 / 2015
Новости отрасли
Кризис не объехать

Непростая экономическая ситуация вынуждает железнодорожников, как сейчас принято выражаться, проводить оптимизацию расходов. Какие-то компании переносят процедуру менее болезненно – достаточно отказаться от непрофильных трат, а каким-то приходится труднее, так как сокращать уже нечего

Ждем резерв

Марис Озолс, руководитель отдела общественных связей государственного железнодорожного концерна Латвии Latvijas dzelzcels (LDz):

– Еще в прошлом году было понятно, что бюджет на 2015 год придется урезать: финансовый кризис, сложная геополитическая ситуация, возможный спад грузоперевозок – все это указывало на то, что железной дороге придется сократить ряд расходных статей. В первую очередь это касается «непрофильных» проектов: рекламы и спонсорских контрактов. Пока еще неизвестно, но могут пострадать спортивные (в первую очередь хоккейные) проекты. Что же касается непосредственной деятельности, то было принято решение непременно обеспечить финансированием уже стартовавшие инвестиционные проекты, но в то же время не торопиться с началом новых. Все начатые проекты, связанные с модернизацией инфраструктуры и подвижного состава, будут финансироваться исправно. При самом пессимистичном развитии событий сокращение затрат по всем позициям может достичь 20%, но мы надеемся, что до этого не дойдет, а во втором полугодии ожидаем положительную корректировку.

Ограничение

Сергей Томша, и.о. генерального директора ГП «Железная дорога Молдовы»:

– Оптимизация расходов уже не первый год является для нашей компании одним из ключевых вопросов. Однако в нынешних условиях мы просто не можем экономить эффективно: в республике функционируют старые локомотивы (их возраст уже достигает 50 лет), старые вагоны и старая инфраструктура, и огромные средства идут только лишь на поддержание наших ресурсов в рабочем состоянии. Для успешной экономии средств нужны инвестиции, и мы занимаемся этой проблемой. Не так давно подписали кредитный договор на 52 млн евро с Европейским банком реконструкции и развития, привлеченные средства пойдут на покупку новых и модернизацию старых локомотивов. Эта мера в том числе позволит существенно сократить расходы на ГСМ (дизельное топливо, масло). Кроме того, предстоит найти средства на модернизацию верхнего строения пути: расходы на текущий ремонт ВСП также очень велики. Но надо понимать, что этих мер, к сожалению, не хватит, учитывая сложные экономические условия как в республике, так и за ее пределами, а также учитывая грядущую реструктуризацию ЖДМ. Уже в этом году нам предстоит заняться эффективностью труда, будут, без преувеличения, изучены каждое рабочее место, затраты на его обеспечение. Скорее всего, часть работников придется сократить.

Лимит исчерпан

Тоомас Уйбоурин, директор по стратегическому развитию управляющей компании АО «Эстонская железная дорога» (AS Eesti Raudtee):

– К сожалению, проводя оптимизацию расходов и урезание бюджета из года в год, мы исчерпали возможности для дальнейших сокращений затрат.

Эти решения ударили в первую очередь по непрофильной деятельности, но, увы, отразились и на благосостоянии наших работников. И все равно в настоящее время у нас сложился дефицит бюджета – порядка 9 млн евро. Далее сокращать некуда. В первую очередь мы рассчитываем на поддержку со стороны правительства в плане финансирования инфраструктуры – это общемировая практика. Выделение необходимых средств на поддержание путей в хорошем состоянии играет значительную роль в сфере безопасности сообщения. Кроме того, дорога нуждается в обновлении систем СЦБ.

Без спешки

Михаил Гончаров, директор по экономике ОАО «ТрансКонтейнер»:

– В 2015 году планируется приток новых доходов. Выпадающие доходы мы компенсируем их дополнительными источниками: работаем с клиентами и привлекаем новые объемы. Не секрет, что сейчас из-за сложившихся финансовых условий, в том числе из-за падения курса рубля, очень сложно придется малым экспедиторским компаниям, многие, скорее всего, попросту развалятся. В том числе мы планируем взять на себя и их объемы. Так что бюджет на этот год получился довольно-таки оптимистичным. Резать инвестпрограмму не пришлось, но надо понимать, что выполняется она не всегда полностью. Впрочем, это распространенная практика. В то же время мы подходим к инвестициям консервативно, особенно к капитальным: получив одобрение на покупку подвижного состава, мы не торопимся с его скорейшим приобретением в I квартале.

Технологии

Владислав Шепетовский, глава представительства Железных дорог Финляндии в Москве (VR Group):

– Процесс оптимизации расходов на Финских железных дорогах продолжается уже в течение последних нескольких лет. Это связано с изменением ситуации на рынке, а также в связи с необходимостью повышения эффективности компании. Нам надо соответствовать – быть эффективнее, мобильнее и интереснее для наших существующих и потенциальных клиентов. Для этого нам необходимо модернизироваться, поскольку это тоже обеспечивает отчасти экономию. Хотя модернизация требует первоначальных вложений, в долгосрочных планах она дает положительную отдачу.

Необходима также оптимизация системы предоставления услуг, и мы этим занимаемся.

В частности, в грузовом секторе – выделяются укрупненные места погрузки – это малодеятельные станции, которые выводятся из грузовой работы.

Кроме того, в Финляндии грамотно распределяются погрузочные мощности, применяются безлюдные технологии. А именно – на наших железных дорогах используются маневровые тепловозы на дистанционном управлении. Также средства выделяются на повышение веса поездов – меньшим количеством тяги теперь возможно перевозить больше грузов. Одно из направлений деятельности компании – масштабная программа «перевооружения» отрасли, или обновление тягового подвижного состава. Это наиболее перспективное направление, на которое компания выделяет большие средства. Программа не имеет аналогов в истории компании, поэтому на уровне руководства Финских железных дорог проводилась кропотливая работа по подбору подрядных организаций. От этого плана зависит деятельность компании в ближайшие 30–40 лет. Меняться будет весь парк (старейшему локомотиву на Финских железных дорогах около 40 лет). Между тем все проекты реализуются за счет компании, за счет грамотного перераспределения средств.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152029.01.2015