26-11-17 / 2017
Новости отрасли
Кредит под будущие доходы

АЖД помогает соседу завершить строительство объектов в МТК "Север – Юг".

Азербайджан выделил кредит Ирану в размере $500 млн на строительство на его территории железнодорожного участка Решт – Астара. Кредитное соглашение парафировано обеими странами. Это должно значительно ускорить начало строительства этого отрезка.

По словам председателя ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавида Гурбанова, строительство железной дороги Решт – Астара в рамках проекта "Север – Юг" начнется уже в первом полугодии следующего года.

"Соглашение направлено в профильные министерства и структуры обеих стран. Строительные работы начнутся в первой половине 2018 года. Открытие 164-километрового участка запланировано на 2020 год, тогда же мы сможем добираться из Баку на поезде до Нахчывана", – сказал Джавид Гурбанов.

В нынешнем декабре будут сданы в эксплуатацию терминал для перевалки сухих грузов и пассажирская станция на иранской стороне.

Напомним, соглашение о создании международного транспортного коридора "Север – Юг" Россия, Иран, Индия и Оман подписали в Санкт-Петербурге еще в сентябре 2000 года. Пять лет спустя к соглашению присоединился Азербайджан. Международный грузопассажирский транспортный коридор "Север – Юг" должен стать магистралью, которая свяжет Северную Европу с Юго-Восточной Азией, в том числе объединит железные дороги Азербайджана, Ирана и России. На первом этапе по коридору планируется транспортировать 5 млн тонн грузов в год, а в последующие годы – до 15–20 млн тонн в год по "меридиональному" маршруту от Бендер-Аббаса до Скандинавии.

Железная дорога Решт – Астара соединяет приграничные населенные пункты, расположенные на сопредельных территориях Азербайджана и Ирана. Этот отрезок, большая часть которого проходит по территории Ирана, – необходимое звено в проекте "Север – Юг". Предполагается, что этот участок будет включать инфраструктуру смены колесных пар между 1520- и 1435-миллиметровыми колеями и свяжет Иран с железными дорогами Европы и рынками Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Однако этот отрезок является также и наиболее проблемным звеном проекта "Север – Юг": сроки его ввода в действие неоднократно сдвигались иранской стороной по различным причинам, в том числе техническим и геополитическим.

В то же время в "иранском" маршруте серьезно заинтересован Баку, который стремится закрепить за собой роль основного транспортного хаба на Южном Кавказе. Это стало основной причиной того, что ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) даже не стало ждать начала ввода в эксплуатацию маршрута "Север – Юг", а несколько лет назад включилось в борьбу за транзит грузов, предложив перевозчикам временный маршрут. По разработанной АЖД транспортной схеме грузы из Индии, Ирана и других стран следовали до иранского Решта по железной дороге, а оттуда переправлялись в Азербайджан автомобильным транспортом.

Более того, чтобы ускорить реализацию проекта "Север – Юг", Азербайджан предложил иранской стороне кредит на строительство железнодорожного участка Решт – Астара в размере $500 млн, что составит почти половину всей необходимой суммы для строительства дороги, которая оценивается в $1,1 млрд. Как ранее сообщал представитель "Иранских железных дорог" (RAI) Нуроллах Бейранванд, условия предоставления азербайджанской стороной кредита по соглашению сторон таковы, что вложенная Азербайджаном сумма будет позже вычтена из доходов проекта. Кроме того, Баку согласился инвестировать в строительство станции и грузовых терминалов. Например, предоставить €60 млн на развитие железнодорожных объектов в городе Астара (Иран). "Примерно половина этой суммы, по прогнозам, будет направлена на финансирование строительства железной дороги протяженностью 1,4 км в Астаре, а также здания вокзала", – уточнил Нуроллах Бейранванд. По его словам, оставшаяся половина будет направлена на строительство четырех терминалов. Согласно договору, заключенному ЗАО "Азербайджанские железные дороги" и RAI, ЗАО арендует вышеназванную железнодорожную линию сроком на 15 лет, а терминалы – на 25 лет.

Как рассказал "Гудку" представитель железнодорожной администрации Азербайджана в Москве Рафик Зейналов, поскольку кредит со стороны Баку уже предоставлен, то в декабре этого года на заседаниях трехсторонней комиссии (Азербайджан, Иран и Россия) по реализации проекта "Север – Юг" будут решены основные вопросы и, возможно, в начале первого полугодия 2018 года начнется строительство отрезка Решт – Астара, который, по мнению экспертов, может быть введен в эксплуатацию в течение нескольких лет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152026.11.2017