19-12-22 / 2022
Новости отрасли
Кратное увеличение тарифов носит революционный характер и резко меняет всю архитектуру рынка

Предложение "РЖД" об увеличении тарифа на перевозку порожних полувагонов со станций ДВЖД на 51% не поддерживаем, так как оно позволит снизить объем отправляемого на экспорт через Дальний Восток угля. В итоге высвободится задействованный на перевозках угля парк полувагонов, который начнет приходить на перевозки других грузов, что сразу обрушит ставки операторов. Предложение ОАО "РЖД" очевидно популистское, так как, во-первых, кратное увеличение тарифов носит революционный характер и резко меняет всю архитектуру рынка. Во-вторых, оно не приводит ни к каким результатом – все высвобождающиеся после выгрузки угля и других грузов полувагоны на Дальнем Востоке просто не могут быть направлены под погрузку контейнеров – контейнеров объективно не хватит. А значит, непристроенные под перевозки угля полувагоны будут наказаны повышенным тарифом на возвращение порожних полувагонов к местам погрузки. Операторы полувагонов будут вынуждены поднять ставки для грузоотправителей угля, а грузоотправители снизят погрузку в связи с возросшими затратами. Но даже если погрузку не снизят, смирившись с возросшими затратами плюсом по 35 тысяч к каждому полувагону, то погрузка угля будет сокращена в связи с технологическими сложностями. Основной поток контейнеров идет в западные регионы страны. Сразу возникает вопрос: а после выгрузки контейнеров полувагоны будут возвращаться организованными маршрутами? Нет, конечно. Эта технология не отработана. Значит, вырастет объем сортировочной работы в кузбасском регионе Западно-Сибирской железной дороги. Это точно снизит погрузку. Проблема вывоза контейнеров с импортным грузом из КНР вызвана не только нехваткой специализированного подвижного состава на Дальнем Востоке. Прежде всего, это проблема переориентации контейнерного потока с морского транспорта на железные дороги России. К этому также оказались не готовы и Дальневосточные порты. Контейнеров стало много и все это произошло резко. Ситуация изменится только в случае возвращения части груза на морской транспорт. А для этого нужно, чтобы судовладельцы из дружественных России стран или отечественные судовладельцы решили вопрос с вывозом контейнеров из КНР контейнеровозами большой вместимостью до морских портов Северо-Запада России. В перспективе нужны усилия по развитию китайских железных дорог в направлении российских погранпереходов. В Китае помимо дефицита инфраструктуры есть и дефицит погрузочных ресурсов. Согласно отчетам ОСЖД развитие в КНР железных дорог очень медленное. Если Китай не начнет улучшаться в этой области, то любые наши вложения в пограничные переходы не позволят увеличить грузопоток импортных, да и экспортных грузов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер19.12.2022