17-08-21 / 2021
Новости отрасли
КрасЖД: курс на рост

Железнодорожные перевозки выходят на допандемийный уровень

Экономика российских регионов начинает оживать – об этом свидетельствует рост перевозок на Красноярской железной дороге. Как добиться того, чтобы даже в условиях пандемии магистраль работала устойчиво, реализовывались инвестиционные проекты, внедрялись инновации, – об этом беседуем с начальником КрасЖД Алексеем Туманиным.

– Алексей Сергеевич, первое полугодие выдалось непростым. Мы продолжили жить и работать в условиях пандемии. Что, с вашей точки зрения, в этой ситуации стало приоритетом для КрасЖД?

– От железной дороги зависит очень многое. Достаточно сказать, что в Красноярском крае и Хакасии более 80 % перевозок осуществляется именно по Красноярской магистрали. В условиях новой, "ковидной" реальности важно было защитить наших сотрудников, сделав все для того, чтобы дорога работала стабильно.

Санитайзеры, маски, экраны, рециркуляторы, ежедневная профилактическая обработка помещений – все это стало частью не только нашей жизни, но и нашей производственной культуры. Но главной мерой защиты от пандемии в первом полугодии для нас, конечно, стала вакцинация – она сохраняет жизни и здоровье не только железнодорожников, но и наших клиентов, пассажиров: у нас целый блок специалистов контактирует напрямую с людьми.

Чтобы ускорить процесс, мы в своих ведомственных поликлиниках еще в январе оборудовали девять прививочных пунктов. А в начале июня открыли внебольничный пункт на Красноярском ж/д вокзале, где можно получить прививку без предварительной записи. Сейчас он – один из самых востребованных и у красноярцев, и у железнодорожников.

На сегодняшний день первым компонентом вакцины от коронавирусной инфекции ("Спутник V") у нас привито более 20 тысяч работников. Считаю, что это хороший показатель – 70 % коллектива.

– Поменялись ли в этих условиях стандарты работы с пассажирами, грузоотправителями?

– Точно такой же подход у нас и к пользователям наших услуг: здоровье и безопасность на первом месте.

С марта прошлого года весь подвижной состав, вокзалы проходят регулярную дезинфекцию и санобработку. На пассажирских объектах соблюдаются все рекомендации Роспотребнадзора.

Кроме того, налажено цифровое взаимодействие с грузоотправителями. Онлайн-технологии активно внедряются в холдинге РЖД, создавая возможности для перевода всей работы по заказу, оформлению и оплате грузоперевозок в дистанционный формат. Так, сейчас доля электронного документооборота превышает на КрасЖД 96 %. Такого показателя удалось достичь благодаря доступности нашей системы электронной транспортной накладной (ЭТРАН – предоставляется клиентам на безвозмездной основе), а также новому сервису, ориентированному на малый и средний бизнес, – личный кабинет клиента с мобильным приложением "РЖД ГРУЗ". Сейчас к системе ЭТРАН подключено 688 клиентов КрасЖД, в приложении "РЖД ГРУЗ" зарегистрировано 440 предприятий.

Быстро развиваются пассажирские сервисы – онлайн-покупка билетов, электронная регистрация, приложение "РЖД пассажирам". Цифровизация позволяет нам не только эффективнее управлять всеми процессами, но и повышает эпидемическую безопасность за счет минимизации личных контактов. А главное, это удобно и комфортно для наших клиентов.

– Оценивая показатели грузоперевозок в первом полугодии, можно сказать, что КрасЖД возвращается к допандемийному уровню?

– Можно сказать, что мы вернулись на траекторию роста, и произошло это на фоне определенной стабилизации как в региональной экономике, так и в целом на российском и мировом рынках. В первой половине 2021 года рост погрузки у нас составил 6 % относительно того же периода прошлого года. Со станций магистрали отправлено 40 млн тонн региональной продукции и сырья. При этом выросли перевозки как в адрес потребителей внутри страны (+7,5 %), так и на экспорт (+ 3,7 %).

Прежде всего, увеличились отправки угля. Это произошло благодаря наращиванию мощностей угольной промышленности Хакасии и Красноярского края и ориентации ее продукции на зарубежные рынки сбыта, где сейчас складывается благоприятная ценовая конъюнктура. В результате экспортная погрузка твердого топлива выросла на 11,7 %. Кроме того, мы больше отгружали бурого угля в адрес предприятий ТЭК и ЖКХ регионов Восточной и Западной Сибири, где прошлая зима была холодной и снежной. Здесь увеличение по итогам шести месяцев почти на 14 %.

На 27 % выросли региональные перевозки зерна под влиянием высокого спроса на сельхозпродукцию на внутреннем рынке. Помогли этому и государственные субсидии на ж/д перевозки зерновых культур.

О восстановлении деловой активности в строительном секторе можно судить по объемам погрузки цемента: рост за полугодие почти на 6 %. Повышенный спрос со стороны металлургических предприятий на вторичный металл способствовал увеличению погрузки металлолома на 23%.

Но есть позиции, по которым по объективным причинам произошло снижение. Так, предсказуемым для нас стало уменьшение объемов в сегменте нефтяных грузов: по итогам полугодия – 22 %. Это связано с плановой остановкой Ачинского НПЗ на ремонт. Спад погрузки лесных грузов на 5,8 % обусловлен жесткими эпидемическими ограничениями, введенными Китаем на пограничных пунктах пропуска. Эту тенденцию мы фиксируем со второй половины 2020 года, и, к сожалению, пока ситуация кардинально не меняется.

В целом по результатам 2021 года мы рассчитываем сохранить положительную динамику грузоперевозок. Ориентиром для нас является 2019 год, когда был поставлен рекорд десятилетия – дорога перевезла 84,6 млн тонн грузов.

– А что происходит с контейнерными перевозками? Год назад это был растущий сегмент КрасЖД.

– Действительно, с 2018 по 2020 год у нас фиксировался кратный рост объемов контейнерных перевозок – с 1,8 млн до 3,4 млн тонн грузов. В этом году динамика замедлилась. Дело в том, что около 70 % всего контейнеропотока дороги приходится на экспортную лесопродукцию, которая доставляется из Красноярского края в Китай. Но, как я уже говорил, сегодня китайская сторона пропускает не все поезда из РФ. Из-за жестких эпидемических ограничений на пунктах пропуска Наушки и Забайкальск образуются заторы, что привело к существенному снижению объемов контейнерных перевозок лесных грузов.

Вместе с тем развитие этого сегмента остается для нас приоритетным. У нас уже 23 станции магистрали открыты для контейнерных операций. Расширяется линейка грузов. В июне на станции Минусинск состоялась первая погрузка угля на экспорт (в Китай) в контейнеры open top: они позволяют осуществлять загрузку насыпных грузов через открытую крышу. Ранее уголь грузился на КрасЖД только в полувагоны. Новая технология повышает экологичность и эффективность перевалки на пограничных станциях. Заинтересованность уже проявили 10 региональных предприятий угольной отрасли.

Кроме того, в первом полугодии высокие темпы роста показали контейнерные перевозки зерновых и химикатов (увеличение в сравнении с тем же периодом прошлого года в два раза!). Хорошая динамика по цветной руде (рост в 3,4 раза в сравнении с 2020 годом), продовольственным товарам (+39 %), строительным грузам (+18 %).

– В последние годы КрасЖД вела масштабное строительство. Как выглядит с этой точки зрения 2021 год?

– Мы ни на минуту не останавливали модернизацию инфраструктуры и не прекращали строительство ни в прошлом году, когда действовали ограничения, ни в этом.

В 2021 году инвестпрограмма КрасЖД – 30 млрд руб. Ключевое направление: развитие железнодорожной линии Междуреченск – Тайшет. Напомню, эту дорогу проложили более полувека назад, и тогда это было невероятное достижение. Однопутная магистраль протянулась на тысячу километров через сибирскую тайгу, реки, хребты Восточного Саяна и Кузнецкого Алатау. Это был первый в мировой практике опыт возведения железной дороги с одновременным созданием ее энергосистемы. Не случайно самый сложный по рельефу участок Абакан – Тайшет назвали тогда "трассой мужества".

В 2021 году мы завершаем I этап инвестиционного проекта "Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет". Масштабное строительство ведется с 2015 года. До 2020 года по этой программе на участке введено в эксплуатацию 18 новых объектов. В том числе проложено 138 км новых путей, реконструирован сложнейший перевальный перегон Джебь – Щетинкино в горах Западного Саяна, включающий три тоннеля и знаменитый Козинский виадук.

В результате пропускная способность направления Абакан – Саянская уже увеличена с 25 до 38 пар поездов, Саянская – Тайшет – с 26 до 30 пар поездов в сутки.

В текущем году по этому проекту окончим строительство и откроем движение по новым вторым путям общей протяженностью 29 км. Столь масштабная работа обусловлена стратегической значимостью линии Междуреченск – Тайшет для экономики страны. Это участок Восточного полигона, соединяющий Западную и Восточную Сибирь, где на протяжении вот уже 15 лет постоянно растет грузооборот. Его реконструкция необходима для снятия инфраструктурных ограничений на всем направлении Кузбасс – Дальний Восток.

– Недавно построен приемоотправочный парк на станции Ачинск-1. Для чего он нужен?

– Сегодня РЖД активно развивает вождение поездов повышенного веса и длины. Такие технологии позволяют наращивать грузоперевозки, не уменьшая при этом пропускные и провозные способности сети. Это особенно важно во время путевых и строительных работ. Но для их внедрения необходима соответствующая инфраструктура. Для приема и пропуска поездов весом свыше 12 тыс. тонн, состоящих из 140 вагонов (обычный грузовой поезд – 60-70 вагонов), мы построили на станции Ачинск-1 новый парк. Он включает в себя путь длиной 2,1 км и целый комплекс технологических объектов. Это первый станционный путь такой протяженности. Сейчас он принимает шесть длинносоставных тяжеловесных поездов ежесуточно. А результат вот в чем: увеличилась пропускная способность всего транссибирского участка от Мариинска до станции Красноярск-Восточный.

– Как развивается пассажирский комплекс: что здесь является приоритетом?

– Приоритетные проекты Красноярской железной дороги – это пригородные пассажирские перевозки и проект "Городская электричка".

В нашем парке 34 электропоезда: они курсируют по линиям Красноярского края, Хакасии и частично Кемеровской области. В среднем в сутки получается обслужить порядка 90 маршрутов. Значение этого вида транспорта переоценить невозможно. Скажем, для Красноярского края пригородные поезда – это транспортная доступность десятков поселков и деревень, до которых можно добраться только по железной дороге. Благодаря региональным властям, поддерживающим социально значимые пригородные перевозки, у нас все эти годы не сокращалась, а, наоборот, только расширяется маршрутная сеть.

Со своей стороны, чтобы улучшить обслуживание пассажиров, мы планомерно обновляем парк. За последние пять лет его пополнили 12 новых составов. Таким образом, обновилась треть парка. В том числе три новых поезда мы получаем в 2021 году, а в 2022 году ожидается поставка еще трех составов.

Еще один наш совместный с краем и городом проект – "Городская электричка" является одним из ключевых в транспортной системе Красноярской агломерации. Ежегодно пассажиропоток городских электричек увеличивается на 15-20 %. Этому способствует большая работа, которую проводит ОАО "РЖД". Так, за последние годы в черте Красноярска построено восемь новых остановочных пунктов. В прошлом году завершена реконструкция платформы "Мясокомбинат" в Октябрьском районе, в этом году начинаем возведение новой "островной" платформы на станции Красноярск-Северный.

Перспективы "Городской электрички" масштабные и вполне реальные. Это дальнейшая интеграция в единую систему общественного транспорта Красноярска, строительство транспортно-пересадочных узлов, развитие направления до Дивногорска. Работа над этим проектом продолжается.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ17.08.2021