02-07-24 / 2024
Новости отрасли
Коридорам нужны юридические права

Для защиты транспортных коридоров от влияния санкций необходимо создать институты, которые зададут правила игры в этой сфере и сформируют площадку для арбитража. Одной из платформ для их создания может стать БРИКС.

"Международные транспортные коридоры с давних времен были и геополитическим, и культурным явлением. Нам кажется, что настало время, когда МТК, где есть наше участие, могут стать еще и правовым явлением, создав правовую среду для развития международной торговли на принципах уважения равенства и суверенитета государств", – заявил на XII Петербургском международном юридическом форуме заместитель начальника Правового департамента ОАО "РЖД" Платон Гурьянов.

По словам юриста, в результате введения антироссийских санкций в западных странах создан режим правовой дискриминации по национальному признаку. В отношении РЖД санкционный удар был нанесен сразу по двум направлениям. Первое: были введены секторальные санкции, препятствующие компании привлекать заемное финансирование. Второе: торговое эмбарго, которое, с одной стороны, ограничивает транзит по международным транспортным коридорам, а с другой – не позволяет импортировать в Россию железнодорожную технику, которая необходима для осуществления перевозок. Кроме того, санкции создают атмосферу токсичности в отношении российских компаний. Под ее воздействием торговые партнеры расторгают контракты, даже если это не предусмотрено санкционным режимом, констатировал Платон Гурьянов.

"Создан правовой хаос, которому мы должны что-то противопоставить, обезопасив транспортные коридоры", – отметил он. Действовать предлагается сразу по нескольким направлениям.

Международно-правовая деятельность: требуется создать международные правовые нормы, систему договоров, которые бы задавали правила игры, не подверженные санкционному влиянию. Частью таких договоров должно стать положение о незаконности санкций. Также в них должны быть урегулированы транспортные, налоговые, финансовые и другие вопросы.

Организационные мероприятия: необходима международная организация, которая позволяла бы решать на своей площадке вопросы, связанные с деятельностью МТК. В первую очередь речь идет о разрешении споров между компаниями, осуществляющими перевозки по международным транспортным коридорам. "Также можно рассмотреть расширение компетенций такой площадки и на споры между инвесторами, занятыми в развитии МТК, и государствами, которые принимают такие инвестиции", – отметил Платон Гурьянов.

Оптимальная платформа для подобной универсальной площадки – БРИКС. Может рассматриваться и создание международных организаций, которые занимаются вопросами развития конкретных транспортных коридоров.

Работа в этих направлениях уже идет, рассказала "Гудку" начальник отдела международного взаимодействия и логистики МТК АНО "Дирекция международных транспортных коридоров" Наталья Задонская. Недавно состоялась трехсторонняя российско-ирано-азербайджанская встреча по вопросам осуществления международных автомобильных перевозок, где была озвучена идея организации координационного механизма по западному маршруту МТК Север – Юг. И Иран, и Азербайджан эту идею поддержали, правда, пока только автомобильные и таможенные ведомства этих стран. "Этими вопросами занимаются все еще наскоком. Кроме того, в основном вопросы решаются в рамках двустороннего взаимодействия, а этого недостаточно", – считает эксперт.

ОАО "РЖД" направило в правительство письмо о такой институализации в рамках транспортно-логистического взаимодействия стран БРИКС. Впрочем, говорит Наталья Задонская, лучше разделять сотрудничество в рамках этой организации и тот же коридор Север – Юг, к которому некоторые страны объединения отношения не имеют.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.07.2024