08-07-17 / 2017
Новости отрасли
Коридор возможностей

Транзитные перевозки в Калининград могут стать дешевле.

Лицензированный в Латвии железнодорожный оператор АО "Euro Rail Trans" (ERT) намерен с этой целью получить доступ на сеть AB "Lietuvos Gelezinkeliai" ("Литовские железные дороги", LG) и возить грузы коротким путем по территории двух республик, минуя Белоруссию.

Планы компании озвучил член правления ERT Айнарс Шлесерс. "В Литве частных перевозчиков нет, поэтому мы хотим, чтобы она открыла свои карты и сказала, сколько стоит этот коридор. Мы целенаправленно намерены его развивать", – сообщил Айнарс Шлесерс.

Руководитель представительства LG в Москве Михаил Степченков подтвердил, что в республике единственный перевозчик – "Литовские железные дороги" и доступа на сеть в настоящий момент больше нет ни у кого. Это регламентируется национальным законодательством, а также локальными документами компании. Монопольное положение LG обеспечивает гарантированный грузопоток до 10 млн тонн в год на маршруте в Калининград и позволяет держать высокие цены на транзит.

Акционерами ERT являются российское АО "РЖД Логистика" (51%) и ООО "Locomotive Traction Operator" ("Оператор локомотивной тяги", 49%). Поэтому компания заинтересована в перевозке грузов по ценам ниже, чем сейчас предлагает России литовский монополист.

И такие возможности, как считает Айнарс Шлесерс, открывает проект Rail Baltica, который предусматривает равные права всех его участников – Латвии, Литвы и Эстонии – на доступ к инфраструктуре. "Если литовцы вместе с Латвией и Эстонией договорились о равном доступе к новой узкой европейской ветке, то такие же условия должны быть и по старой колее 1520", – уточнил он.

Как прокомментировал "Гудку" г-н Шлесерс, экспедиторская компания работает на рынке с 2012 года и специализируется на оказании транспортно-логистических услуг в Северо-Западном регионе (по территории стран Балтии и в направлении Калининграда). "В настоящее время ERT прорабатывает логистический сервис по доставке различных грузов через территорию Латвии в Калининград и, возможно, далее в страны Евросоюза. Компания ориентируется на разработку сервиса на основе единой технологии перевозки с предоставлением клиенту комплексного тарифа и минимизацией количества оформляемых документов. Это позволит существенно улучшить качество транспортных услуг, клиенты также смогут оформлять транспортировку грузов в формате door-to-door, включая доставку в порты. Основными клиентами сервиса предположительно могут стать крупные промышленные производители, заинтересованные как в отправке грузов из России, так и в транспортировке из Европы в Россию, Среднюю Азию и Китай", – уточнил он.

В то же время в LG сообщили, что железнодорожный транспортный кодекс Литвы де-юре предусматривает недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре общего пользования для компаний-перевозчиков, зарегистрированных в Европейском союзе. По словам заместителя генерального директора AB "Lietuvos Gelezinkeliai" Мантаса Дубаускаса, для этого необходимо иметь лицензию на перевозку грузов или пассажиров, сертификат безопасности, а также подписанный договор с управляющим железнодорожной инфраструктуры на ее использование. "Если перевозчик зарегистрирован в другой стране Европейского союза и уже имеет лицензию и сертификат безопасности, ему необходимо обратиться в Государственную железнодорожную инспекцию при Министерстве транспорта и связи, чтобы также получить сертификат безопасности для перевозок по территории Литвы.

В республике уже существует европейская колея 1435 мм от польско-литовской границы до железнодорожной станции Каунас, и правовые акты страны не выделяют исключений по использованию инфраструктуры", – пояснил он.

Документы в литовскую госинспекцию сейчас находятся в разработке. Бизнес-план по использованию нового транзитного маршрута через Латвию и Литву также формируется. Видимых препятствий для реализации идеи ERT нет. И, если под надуманным предлогом Литва не откажет компании в выдаче сертификата безопасности, будет создан прецедент, так как де-факто частных перевозчиков в республике до настоящего момента нет.

Советник министра транспорта и сообщений Латвии Лиене Ужуле полагает, что отказа быть не должно, так как по требованиям Европейского союза в государствах – членах ЕС, в том числе в странах Балтии, существуют равные условия доступа, чтобы перевозчик, получивший лицензию и сертификат безопасности, мог подать заявку на пользование инфраструктурой на условиях управляющего.

Впрочем, на позитивное развитие ситуации может повлиять и состоявшаяся в июне текущего года после четырех лет перерыва встреча президента AB "Lietuvos Gelezinkeliai" Мантаса Бартушки и председателя правления ГАО "Latvijas dzelzces" (Латвийская железная дорога, LDz) Эдвинса Берзиньша. Представители железнодорожных администраций обсуждали восстановление участка дороги Мажейкяй – Реньге (протяженность 20 км), который был демонтирован литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта, но не закончен и сейчас. Благодаря этому Клайпедский порт увеличил грузооборот, так как здесь проходил кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в порты соседних республик, а Латвия, наоборот, потеряла транзитный потенциал. Но до конкретики дело не дошло.

Однако руководители компаний намерены увеличить объемы грузоперевозок, в том числе на новых направлениях, учитывая конкуренцию с автомобильным и морским транспортом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152008.07.2017