02-04-23 / 2023
Новости отрасли
Коридор Север – Юг. Как работают скидки и погранпереходы

От Минска до Индийского океана формируется единое логистическое пространство В минувший четверг в Минске прошла конференция "2023. Железнодорожная логистика: актуальные задачи развития". На пленарном заседании одной из главных тем обсуждения стали перспективы грузовых перевозок по международному транспортному коридору (МТК) Север – Юг в условиях трансформации логистических цепочек. В мероприятии приняли участие руководство и представители железных дорог Белоруссии, России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана, логистических и экспедиторских компаний, а также крупные грузоотправители. По словам начальника Белорусской железной дороги (БЖД) Владимира Морозова, необходимо разработать алгоритм по развитию МТК Север – Юг. "Построить его нужно, опираясь на опыт развития МТК Запад – Восток. Только совместно мы можем добиться значимых результатов", – отметил он. Достигнутые результаты Первый заместитель начальника БЖД Петр Дулуб отметил потенциал всех маршрутов на трех ветках коридора Север – Юг. В текущем году доля перевозок БЖД со странами Евразийского экономического союза увеличилась на 17% и в общем объеме составляет 62% международных перевозок БЖД. Также наблюдается увеличение погрузки в направлении Азербайджана – в 5,8 раза, Таджикистана – в 2,7 раза, Туркмении – в 9,3 раза, России – в 2 раза и Казахстана – в 1,5 раза. "При этом этот кратный рост объемов перевозок не отвечает в полной мере запросам белорусских экспортеров. БЖД совместно с участниками рынка вырабатывает организационные решения для их увеличения", – сказал он. Первый заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Александр Хатьянов рассказал, что по результатам прошлого года холдингу удалось добиться уникальных результатов. Так, показатели перевозок с дружественными странами выросли на 23%. Увеличились объемы транспортировки грузов в Казахстан, по итогам года они достигли 30 млн тонн, в сообщении с Туркменией рост перевозок составил 11%, а перевозки через погранпереход Самур на российско-азербайджанской границе выросли на 60%. По данным ОАО "РЖД", в 2022 году по МТК Север – Юг перевезено 8,8 млн тонн грузов, около 0,5 млн тонн осуществляется в сообщении с Белоруссией. По западной ветке через погранпереход Самур перевезено 7,8 млн тонн, рост на 50%. По транскаспийскому маршруту перевезли 0,5 млн тонн. Объем перевозок по восточной ветке составил 0,5 млн тонн. Тарифные преференции как импульс "За I квартал 2023 года сохраняется положительная динамика перевозок по МТК Север – Юг. Для ее поддержки продолжается создание конкурентоспособных тарифных условий на всем маршруте следования", – отметил Александр Хатьянов. С 1 августа прошлого года ОАО "РЖД" приняло решение о дисконте на грузы, следующие по восточной ветке МТК Север – Юг, скидка от базового тарифа составляет от 29 до 31% в зависимости от маршрута груза. Эти тарифные преференции продлены и на весь 2023 год. Также в конце марта совместно с грузоотправителями, БЖД, министерствами транспорта РФ и Белоруссии принято решение о дополнительных тарифных преференциях по транзитным перевозкам по территории РФ белорусских грузов по восточному и транскаспийскому маршрутам коридора Север – Юг. Так, по восточному маршруту скидки распространяются на транспортировку минеральных удобрений в размере 40% и нефтяных и лесных грузов – 20%. По транскайспийскому маршруту скидки на перевозку минеральных удобрений составят 20%, нефтяных грузов – 25%. Лесные грузы могут перевозиться со скидкой 15%. Отметим, что на перевозку грузов в контейнерах на восточной ветке МТК Север – Юг с 1 января действуют и тарифные преференции со стороны АО "НК "Казахстан темир жолы" ("Казахстанские железные дороги", КТЖ). Они были действительны в I квартале текущего года, их продлили до конца 2023-го. "С 1 апреля по данному маршруту установлен коэффициент в размере 0,6 (40%. – Ред.) на перевозки практически всех видов грузов", – отметил управляющий директор КТЖ Ерлан Койшибаев. Заместитель генерального директора АООТ "Демиреллары" ("Туркменские железные дороги", ТЖД) Аллагулы Худайбердыев рассказал, что сегодня для улучшения пропускной способности ТЖД приобретено более 20 тепловозов российского и китайского производства. "Мы и далее нацелены на приобретение нового подвижного состава", – сказал он. При этом в марте участники перевозочного процесса договорились о дисконте на перевозку грузов. Так, скидка 50% действует при транспортировке грузов в направлении погранперехода Акяйла и 40% при перегрузке на грузовом дворе Серахс (в направлении Ирана и портов Индийского океана).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.04.2023