18-12-21 / 2021
Новости отрасли
Коридор притягивает грузы

Контейнерные перевозки по МТК Север – Юг могут вырасти в 30 раз за 10 лет Евразийский банк развития (ЕАБР) 30 ноября опубликовал результаты исследования, где оценил потенциал грузовых перевозок по международному транспортному коридору Север – Юг. По прогнозу аналитиков, грузовой поток МТК по оптимистичному сценарию вырастет почти в пять раз. Развитие коридора и его сопряжение с евразийскими маршрутами, как полагают в ЕАБР, приведет к увеличению объемов торговли и выстраиванию новых производственно-логистических цепочек.

МТК Север – Юг создавался как маршрут доставки грузов из Индии, Ирана и стран Персидского залива в Россию и далее в Северную и Западную Европу, а также для отправок в обратном направлении. Этот коридор имеет три ветви. Западная и восточная огибают Каспийское море по суше и предусматривают прямое железнодорожное сообщение: в первом случае – через Россию и Азербайджан, во втором – через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Третий маршрут коридора проходит через Каспийское море с задействованием российских и иранских портов.

Рост с низкой базы

В ЕАБР признали МТК Север – Юг ключевым меридианным коридором евразийского транспортного каркаса с большими перспективами. К такому выводу аналитики банка пришли, проанализировав торгово-экономические связи между членами ЕАЭС и ЕС с развивающимися странами Персидского залива, прежде всего Ираном, а также Индией и Пакистаном. Помимо этого в ЕАБР учли перспективы роста экономики и конъюнктуру мировых рынков, включая экспертные оценки тарифов на железнодорожные и морские перевозки. На основе этих данных аналитики подготовили два сценария развития коридора Север – Юг, оба – позитивные.

"Взрывного роста контейнерного трафика, который мы в последние годы получили по маршруту Восток – Запад, вполне можем добиться через коридор Север – Юг", – отметил в ходе Второго Евразийского конгресса 2 декабря председатель правления ЕАБР Николай Подгузов.

Согласно базовому сценарию, представленному ЕАБР, объем контейнерных перевозок по МТК Север – Юг увеличится к 2030 году с 21 тыс. ДФЭ (результат 2020 года) до 325 тыс. ДФЭ. При этом грузовой поток с Севера на Юг и обратно увеличится с 5,1 млн тонн в 2020 году до 14,6 млн тонн. Этот сценарий вероятен при снижении ставок морского фрахта к допандемийному уровню и сохранению текущей доли контейнеризации грузов, следует из исследования ЕАБР.

По оптимистичному прогнозу ЕАБР, контейнерные перевозки по коридору могут достигнуть 662 тыс. ДФЭ, увеличившись более чем в 30 раз по сравнению с 2020 годом, а общий объем доставляемых грузов к 2030-му способен дорасти до 24,7 млн тонн в год. "Повышенная динамика в данном сценарии связана с благоприятными ожиданиями относительно скорости восстановления экономик и потоков внешней торговли в странах вдоль коридора после текущего кризиса, вызванного пандемией", – говорится в исследовании Евразийского банка развития.

Как следует из опубликованных материалов, увеличение грузопотоков произойдет в большей степени в направлении с Севера на Юг. Это объясняется структурой потоков внешней торговли между странами, тяготеющими к коридору. По прогнозам аналитиков ЕАБР, совокупный грузопоток к 2030 году составит от 9 до 18 пар контейнерных поездов в сутки. "Это значение находится в пределах пропускной способности линий коридора", – говорят в ЕАБР.

Товары пересаживаются в контейнеры

Необходимое условие для реализации оптимистичного сценария – повышение уровня контейнеризации грузов. Аналитики ЕАБР полагают, что наибольший потенциал увеличения доли контейнерных перевозок есть у продовольствия (за исключением зерна и масла наливом) и металлов – на них, по прогнозным значениям, придется 37,8% будущих контейнерных отправок. Причем МТК Север – Юг способен притянуть к себе до 40% от общего объема металлопродукции, доставляемой в контейнерах в прилегающих странах, считают в ЕАБР. Также есть потенциал увеличения перевозок в таре древесины и изделий из нее, машин и оборудования, минеральных удобрений, текстиля и товаров с неэластичным спросом – электронной техники (компьютеры, 3D-принтеры), продукции технологического машиностроения (индустриальные роботы).

"Мы провели анализ с целью выявить потенциал грузового потока и на основании полученных данных определить номенклатуру товаров, которые могут перевозиться контейнерами. Из перспективной номенклатуры товаров для организации транзитных контейнерных перевозок по МТК Север – Юг из Индии в Россию можно выделить фармацевтику, пищевую продукцию в рефрижераторных контейнерах и при наличии спроса текстиль. При этом нам следует обеспечить грузопоток в обратном направлении из России в Индию. 47% импорта из России в стоимостном выражении составляют нефть и нефтепродукты", – рассказал ранее генеральный директор ООО "ADY Контейнер" Натиг Джафаров.

Зерно увеличит спрос

В ЕАБР видят перспективы привлечения на коридор Север – Юг и неконтейнерных грузов – объем их перевозок можно нарастить минимум в три раза. Драйвером роста здесь станет зерно: по прогнозу аналитиков Евразийского банка развития, поток зерновых грузов по коридору к 2025 году составит от 6,6 до 9,9 млн тонн и от 8,7 до 12,8 млн тонн к 2030-му. "Использование коридора откроет новые возможности для экспорта казахстанского и российского зерна в страны Ближнего Востока, Западной Африки и Индийского океана", – отмечается в исследовании.

Транспортный коридор Север – Юг способен стать альтернативой традиционному морскому маршруту через Суэцкий канал. Как отмечают в ЕАБР, актуальность создания дополнительного канала перевозки грузов подтвердили пандемия, когда цепочка поставок нарушилась, и инцидент в Суэцком канале, вызвавший глобальный сбой в расписании доставки грузов. На этом фоне развитие МТК Север – Юг может рассматриваться как необходимая страховка для бесперебойной торговли между Азией и Европой, утверждается в исследовании Евразийского банка развития.

Трафик за счет синергии

Два основных преимущества транспортировки через Каспийский регион – скорость доставки и экологичность перевозки железнодорожным транспортом. Как заметил Николай Подгузов, использование МТК Север – Юг позволяет в два раза сократить время по сравнению со сроками транспортировки грузов через Суэцкий канал. Так, перевозка из Мумбаи (мегаполис на западном побережье Индии) в Санкт-Петербург через Суэцкий канал занимает от 30 до 45 дней, в то время как при отправке по западному маршруту МТК Север – Юг сроки варьируются от 15 до 24 дней.

Как отметил главный экономист Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития Евгений Винокуров, уникальное направление МТК Север – Юг создает возможности для стыковки с широтными транспортными коридорами, проходящими с Востока на Запад. К примеру, сопряжение МТК Север – Юг с маршрутом Баку – Тбилиси – Карс сделает возможным развитие контейнерных перевозок между ЕАЭС, Грузией и Турцией.

"Возможно взаимодействие коридоров Север – Юг и Восток – Запад, когда грузы и транспортные средства могут идти последовательно по обоим коридорам, например, иранские грузы могут двигаться до Азербайджана по МТК Север – Юг, а из Азербайджана в страны ЕС – по коридору ТРАСЕКА", – отмечается в исследовании ЕАБР.

По словам Николая Подгузова, развитие транспортных коридоров Восток – Запад и Север – Юг даст синергетический эффект и обеспечит роста трафика. По оценке ЕАБР, сопряжение с евразийскими широтными транспортными коридорами, связывающими Восток и Запад, может дать в общей сложности дополнительно от 127 до 246 тыс. ДФЭ (от 2,3 до 4,4 млн тонн), или порядка 40% совокупного потенциала контейнерных перевозок в перспективе 2030 года.

"Конечной целью видится создание евразийского транспортного каркаса, который будет способствовать возникновению дополнительных грузопотоков за счет синергии и обеспечит внутриконтинентальным странам выход к рынкам", – добавляет Евгений Винокуров.

Потенциал для роста перевозок по МТК Север – Юг есть, утверждает член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Так, по его словам, уже ведутся переговоры о сотрудничестве ЕАЭС с Ираном – их результатом, как ожидается, станет двух-, трехкратный рост торговли. Также прорабатывается соглашение с Индией.

Как следует из исследования, создание зон свободной торговли между ЕАЭС и Индией, а также ЕАЭС и Ираном будет драйвером для развития кооперации в сфере производства товаров и услуг, появления новых производств и выстраивания новых производственно-логистических цепочек.

Инфраструктура сдерживает развитие

Пока раскрыть потенциал МТК не позволяет недостаточно развитая, а местами вовсе отсутствующая железнодорожная инфраструктура. Основное недостающее звено – недостроенный участок между Рештом и Астарой в Иране. "Инфраструктурная составляющая коридора, во многом зависящая от строительства иранской стороной недостающего железнодорожного участка – линии Астара – Решт (протяженность 170 км, по прогнозам, ввод в эксплуатацию состоится не ранее 2026 года), пока далека от оптимальной, тем не менее уже сейчас находим логистические решения для транзитных перевозок", – говорил ранее первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Сергей Павлов.

В ЕАБР также назвали в числе барьеров для развития МТК Север – Юг отсутствие сквозного тарифа, нескоординированную транспортную политику стран, международные санкции, отсутствие гармонизированных норм в области международных перевозок. "Соответственно, значительный потенциал развития МТК Север – Юг связан с развитием не только транспортного "железного" каркаса (hard infrastructure), но и нематериальной инфраструктуры (soft infrastructure) коридора", – уточняется в исследовании.

Как отметили аналитики ЕАБР, сокращение временных и денежных затрат при использовании маршрутов МТК Север – Юг возможно за счет цифровизации транспортного коридора. Речь идет о внедрении таких технологий, как цифровые двойники и цифровое моделирование, искусственный интеллект, большие данные, распределенные реестры (блокчейн), облачные технологии, цифровые платформы, автоматическая идентификация и отслеживание грузов.

"Как и в случае транспортного коридора Восток – Запад, развитие МТК Север – Юг свидетельствует, что основой развития транзитного потенциала в Евразии по сухопутным транспортным маршрутам являются железнодорожные перевозки", – резюмируют в ЕАБР.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152018.12.2021