01-02-22 / 2022
Новости отрасли
Коридор между океанами. Что предстоит везти по новой дороге к Баренцеву морю

Новая ветка обязательно должна быть связана с Северным широтным ходом и Северным морским путем

Специалисты ОАО "РЖД" приступили к разработке идей и предложений по созданию железнодорожного маршрута до выхода к Баренцеву морю в районе бухты реки Индиги. Научно-исследовательские институты уже обсуждают наличие грузовой базы для новой магистрали.

Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отметил, что ОАО "РЖД" хочет развивать и улучшать логистику и свою конкурентоспособность на рынке, а этот проект откроет новый путь к морю.

"Насколько я знаю, изначально планировалось, что основу грузовой базы в этом проекте составят угольные отправки, но сейчас рассматривается возможность расширения номенклатуры перевозимых грузов", – сообщил Алексей Шило.

По словам координатора экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцента Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Александра Воротникова, с точки зрения геополитики и геоэкономики для России эта дорога может стать стратегическим проектом.

"Дорога обязательно должна быть связана с Северным широтным ходом (СШХ), который сейчас уже находится на стадии реализации, и Северным морским путем, – рассказал "Гудку" Александр Воротников. – На данный момент все идеи и предложения по созданию железной дороги в порт Индига находятся на стадии обсуждения".

Поручение президента вполне вписывается в текущую парадигму экономики страны, считает президент национального исследовательского центра "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин. "С той скоростью, с которой сегодня идет реконструкция БАМа и Транссиба, естественно, транспортная составляющая становится сдерживающим фактором для движения грузопотока, в первую очередь угля, – отмечает эксперт. – Сегодня необходимо по максимуму использовать текущую конъюнктуру рынка".

Реализация проекта позволит вывозить грузы с прилегающих месторождений, в частности титан и другую продукцию Национального горно-металлургического кластера, который будет формироваться на базе Пижемского месторождения Республики Коми, сжиженный природный газ и продукты его переработки (метанол и другие), считает Александр Воротников.

"По новому пути могут следовать различные виды грузов, – говорит Павел Иванкин. – У нас есть и варианты. Например, сейчас идет рост объемов перевозки как транзитных генеральных (нефтеналивные, черные металлы, удобрения и другие), так и контейнерных грузов. Так что строительство новой железнодорожной инфраструктуры и реализация подобного проекта не будут лишними для развития экономики страны".

Как отметил Александр Воротников, строительство новой дороги свяжет Ненецкий автономный округ с Большой землей, где на данный момент отсутствует транспортное сухопутное сообщение. Поскольку новая дорога будет связана с СШХ, портом Индига, Северной магистралью и железными дорогами Урала, то появится выход на всю сеть ОАО "РЖД", а это поможет разгрузить Транссибирскую магистраль. После реализации проекта появятся новые транспортно-логистические цепочки, часть грузов будет уходить на Индигу.

"Отдельное внимание следует обратить на тот факт, что при реализации проекта существующий международный транспортный коридор Север – Юг, возможно, будет изменен, – отмечает Александр Воротников. – Новое железнодорожное сообщение свяжет между собой Северный Ледовитый и Индийский океаны. И весь транспортный коридор будет переформатирован".

Однако одной из сложностей подготовки такого документа становится финансирование предпроектного и проектного ТЭО. "Интересантов, готовых предоставить инвестиции, которые составляют минимум 10% от стоимости будущей дороги, достаточно много. Но они готовы финансировать проект при условии принятия однозначного решения о его реализации на уровне правительства", – резюмировал Александр Воротников.

По словам заместителя генерального директора АО "Институт экономики и развития транспорта" (дочернее предприятие ОАО "РЖД") Алексея Замкового, в компании приступили к обсуждению данного вопроса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.02.2022