24-05-22 / 2022
Новости отрасли
Коридор к Индийскому океану. Маршрут от Петербурга до Персидского залива предлагает скорость и низкую цену перевозки

Снятие таможенных и инфраструктурных барьеров привлечет на МТК Север – Юг аграрные и промышленные грузы XIII Международного экономического саммита "Россия – Исламский мир: KazanSummit 2022", который завершился в Казани в субботу, оценили потенциал коридора Север – Юг. По прогнозам АО "РЖД Логистика", агропромышленная продукция станет драйвером роста на этом направлении, объем перевозки этих грузов вырастет с 2025 по 2030 год в три раза. Однако чтобы обеспечить такую динамику, потребуется создать сети опорно-распределительных центров. Напомним, что МТК Север – Юг создавался как маршрут доставки грузов из Индии, Ирана и стран Персидского залива в Россию и в обратном направлении. Коридор имеет три ветви. Западная и восточная огибают Каспийское море по суше и предусматривают прямое железнодорожное сообщение: в первом случае – через Россию и Азербайджан, во втором – через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Третий маршрут проходит через Каспийское море. Ключевые преимущества коридора – скорость доставки и более низкая цена перевозки, отметили участники дискуссии. По словам председателя Международного интеграционного клуба "Север – Юг", постоянного представителя РФ при Организации исламского сотрудничества Рамазана Абдулатипова, через МТК Север – Юг грузы проходят на 10-15 дней быстрее, чем через Суэцкий канал, при этом такая транспортировка на 30-40% дешевле. "Этот маршрут имеет перспективы для развития всего региона Большая Евразия", – заявил в ходе дискуссии Рамазан Абдулатипов. Спрос на перевозки на этом направлении подогревается увеличением товарооборота между странами, расположенными вдоль коридора, – это Россия, Индия, Азербайджан, Казахстан. Как заметил вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Станислав Георгиевский, даже в первой половине этого года, несмотря на внешние вызовы, торговые отношения России с Индией и Ираном укрепляются, что дает импульс для привлечения инвестиций в развитие коридора. Наибольшего роста отправок по МТК Север – Юг в этом году участники рынка ожидают в сегменте агропромышленных грузов. Генеральный директор АО "РЖД Логистика" (РЖДЛ) Дмитрий Мурев сообщил, что за март РЖДЛ перевезли по коридору в 10 раз больше грузов АПК, чем за январь-февраль текущего года, а в апреле – в 4 раза больше, чем в марте. Пока цифры отправок не очень велики: по данным РЖДЛ, в текущем году по маршруту РФ – Индия РФ отправила 106 ДФЭ. Однако в компании заявляют о существенном потенциале южного коридора. По прогнозам оператора, к 2025 году по МТК Север – Юг будет отправляться порядка 150-200 тыс. тонн аграрной и промышленной продукции в год, а к 2030 году эта цифра вырастет до 600 тыс. тонн. В РЖДЛ полагают, что по коридору можно импортировать в Россию рис, кофе, товары народного потребления, гранит и керамическую плитку, а экспортировать кожаные заготовки, оборудование, семена. По мнению Дмитрия Мурева, для развития агрологистики определяющими можно назвать четыре фактора. В первую очередь это наличие регулярных мультимодальных сервисов, затем достаточное количество подвижного состава и специализированного оборудования, а также развитая наземная логистическая инфраструктура и зеленый таможенный коридор. Сейчас на фоне санкций, введенных в отношении РФ, в этот список можно добавить возможность проведения финансовых транзакций и операций, добавил Дмитрий Мурев. Отдельно руководитель АО "РЖД Логистика" остановился на важности создания сети оптово-распределительных центров, причем, как уточнил он, очень важно, чтобы они создавались по единому лекалу. "Эти инфраструктурные объекты должны гарантированно работать на основе единых правил и принципов. Мы взяли на себя смелость подготовить такую модель ОРЦ и готовы обсуждать ее с экспертным сообществом", – сказал Дмитрий Мурев. Так, по задумке РЖДЛ, образцовый оптово-распределительный центр должен иметь мультитемпературные камеры для хранения плодоовощной, мясомолочной и рыбной продукции, помещения для переработки и упаковки, склад временного хранения и таможенную зону, а также железнодорожную ветку и автомобильную дорогу с выходом на федеральную сеть. Перерабатывающие способности ОРЦ должны превышать тысячу тонн в сутки. Пилотный ОРЦ планируется построить в России в Зеленодольске (Татарстан). Соответствующее соглашение на полях KazanSummit 2022 подписала АНО "Евразийская агрологистика" с правительством Республики Татарстан. "Здесь будут формироваться ускоренные поезда по всем маршрутам, включая коридор Север – Юг", – уточнила генеральный директор АНО "Евразийская агрологистика" Алевтина Кириллова. Представители Индии и Ирана в ходе конференции подтвердили заинтересованность своих стран в развитии транспортного сообщения через МТК Север – Юг. Актуальность коридора, по словам чрезвычайного и полномочного посла Республики Индия в России Павана Капура, возросла на фоне инцидента в Суэцком канале в 2021 году и отказа портов обслуживать российские суда. На данный момент два главных фактора, препятствующих наращиванию отправок через МТК Север – Юг, – инфраструктурные ограничения и таможенное регулирование. "От Решта до Астары (иранская сторона) на протяжении 162 км нет железной дороги. Недавно министр транспорта Ирана приезжал в Россию, где встречался с министром транспорта РФ и руководством ОАО "РЖД". Наше предложение заключалось в том, чтобы Иран и Россия, а также другие заинтересованные страны вместе взялись за решение этой проблемы. Если это произойдет, то выйдя из Бендер-Аббаса и из Чехбехара (порты в Иране), где в скором времени тоже будет железная дорога, можно будет доехать до Санкт-Петербурга", – заявил чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в РФ Казем Джалали. Сложности в координации между странами, включая таможню, также мешают развитию коридора. "До сих пор не согласован единый документ по всему маршруту и нет единого оператора, до сих пор существуют таможенные барьеры в каждом государстве. Нужно усиливать взаимодействие", – констатировал Рамазан Абдулатипов. Как отметил Дмитрий Мурев, для беспрепятственного пропуска товаров требуется создать коридор доверия между странами на протяжении всего коридора Север – Юг. Еще больше интересных новостей в нашем . Все наши публикации читайте на канале "Гудка" в .

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.05.2022