05-12-18 / 2018
Новости отрасли
Кораблем, поездом, автомобилем

Министерство транспорта РФ подготовило проект закона "О прямых смешанных комбинированных перевозках". Сейчас не существует нормативного акта, регулирующего отношения сторон при организации мультимодальных с использованием нескольких видов транспорта перевозок. Разработать новый нормативный акт поручил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев по итогам совещания о цифровой трансформации транспортного комплекса в конце ноября этого года.

Минтранс предлагает единую накладную при перевозках несколькими видами транспорта. В соответствии с поручением главы правительства проект закона необходимо внести на рассмотрение в кабинет министров до 25 декабря 2018 года. В настоящее время документ проходит процедуру антикоррупционной экспертизы на федеральном портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru.

Авторы документа отмечают, что в Гражданском кодексе РФ закреплены основные условия перевозки в прямом смешанном (комбинированном) сообщении – участие в перевозочном процессе двух или более видов транспорта, а также осуществление перевозки по единому транспортному документу.

"Тем не менее вопросы, связанные с условиями организации таких перевозок, в том числе условия и порядок заключения договоров, определяющих взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении, отнесены тем же ГК РФ к предмету регулирования отдельного законодательного акта (ст. 784 и 788 ГК РФ). В этой связи и был разработан соответствующий законопроект", – говорится в пояснительной записке к документу.

В проекте закона, помимо прочего, законодательно закрепляются понятия "прямая смешанная перевозка" (перевозка грузов, пассажиров разными видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования), а также основные понятия "грузоотправитель", "грузополучатель", "перевозчик".

В ОАО "РЖД" в настоящее время готовят свои пожелания к законопроекту.

"Планируется, что до конца этой недели все причастные подразделения компании сформулируют конкретные предложения по пунктам документа", – сообщила "Гудку" начальник отдела правового регулирования транспортной деятельности РЖД Альбина Кормилицина.

Заместитель директора по продажам Группы компаний AsstrA Евгения Серикова высоко оценила значение мультимодальных перевозок, так как они помогают находить новые альтернативные решения, оптимизировать издержки, повышать конкурентоспособность и обеспечивать индивидуальный подход для решения логистических задач.

"Это позволяет клиенту самому в каждом конкретном случае выбирать приоритетные для него критерии – оптимизировать сроки или стоимость доставки. Такие перевозки позволяют эффективно решать вопросы, связанные с дефицитом провозных возможностей, очередями на границах, проблемами с разрешениями и другими ограничениями в одном виде транспорта. Стоит отметить, что использование контейнера при мультимодальных перевозках повышает сохранность груза в процессе транспортировки, а также практически исключает возможность его кражи. Наша компания применяет комбинированные перевозки преимущественно в сочетании с морскими и железнодорожными перевозками на дальние расстояния, а также в ситуациях, когда требуется единовременная отправка большой партии груза", – подчеркнула Евгения Серикова.

Маршруты могут быть совершенно разные, отметила эксперт, в каждом случае оценивается экономическая целесообразность в соотношении цены и сроков доставки, а для клиента разрабатывается не менее трех вариантов на выбор. Теперь организация таких перевозок получит нормативную базу, которая предполагает использование единого провозного документа на всех этапах перевозки. Согласно тексту законопроекта, новый документ "позволит сократить затраты потребителей на доставку товаров" и "обеспечит доступность транспортных услуг при организации перевозок различными видами транспорта".

По мнению экспертов, сама идея о сквозном документе полезна, так как сейчас при смене видов транспорта приходится оформлять накладную на каждый вид транспорта отдельно, что ведет к дополнительным трудозатратам экспедитора и возможному снижению скорости перевозочного процесса.

"Кроме того, реальный грузоотправитель обычно либо нигде не прописан, либо прописан только в первой накладной, – отметил директор Rail Cargo Logistics – RUS (дочернее предприятие Rail Cargo Group, входящее в структуру "Австрийских железных дорог") Александр Баскаков. – Соответственно, при возникновении каких-либо проблем, допустим при нарушении грузоотправителем правил погрузки, ответственность перед перевозчиками несет не он, а экспедитор. В таком случае экспедитору приходится выступать посредником в споре между перевозчиком и грузоотправителем. Сквозная накладная решила бы такую проблему. Но, опять же, я ничего ужасного в текущей ситуации не вижу, так как из таких мелочей в принципе и состоит работа экспедитора".

Впрочем, эксперта смущает возможное ограничение действия единой накладной территорией РФ.

"То есть это не универсальный документ типа ЦИМ (CIM, железнодорожная накладная международного сообщения. – Ред.) или СМГС (накладная международного образца, используемая в грузовых перевозках по сети железных дорог стран – участниц Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении. – Ред.). Соответственно, особой популярностью он пользоваться вряд ли будет", – заключил Александр Баскаков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.12.2018