08-11-10 / 2010
Новости отрасли
Координатор рынка железнодорожных услуг будет состоять из палат представителей разных групп участников перевозок и регуляторов

Федеральная антимонопольная служба выдвинула инициативу по созданию НП «Координатор рынка услуг в сфере железнодорожного транспорта» (КРУЖТ). РУСАЛ был в числе инициаторов создания этой структуры. О том, чего можно ждать от неё всем участникам перевозочного процесса, рассказал Вадим Гераскин.

- Вадим Викторович, какую позицию по вопросу создания саморегулируемой организации на рынке железнодорожного транспорта занимает ваша компания?

- РУСАЛ, безусловно, поддерживает эту инициативу и готов принять активное участие в создании подобного института саморегулирования. Реформа железнодорожных перевозок в России идет по пути от естественной монополии к рыночным отношениям. А у рынка должна быть коммерческая инфраструктура, которая будет способствовать формированию справедливой системы рыночного ценообразования и оптимизации взаимоотношений и расчетов между его субъектами. На рынке перевозок появилось много поставщиков услуг, которые хотят взаимодействовать между собой, а также с РЖД и пользователями услуг железнодорожного транспорта. При этом сохраняется устаревшая нормативно-правовая база, в результате значительная часть услуг по перевозке грузов выходит из-под регулирования. Организованной площадкой взаимодействия, которая определит новые правила, и может стать саморегулируемая организация, в частности КРУЖТ.

- Какие, на ваш взгляд, задачи должен решить КРУЖТ?

- Прежде всего - объединить различные категории участников рынка, а также игроков внутри категорий. Так, пользователям услуг железнодорожного транспорта необходимо понять, что у них есть общие интересы, и совместно их эффективнее отстаивать. Очень важно объединить поставщиков услуг, чтобы они могли точно определить свою роль на рынке железнодорожных перевозок, поняв, что РЖД - это инфраструктура, а услугу пользователям оказывают они. Следующим серьезным этапом является централизация процесса заключения сделок и создание независимого механизма диспетчеризации перевозок, который снимет это бремя с РЖД, а также сделает данный вид услуг более эффективным и прозрачным. Также важным условием эффективной деятельности такой организации должна стать биржа услуг железнодорожного транспорта.

- Биржа - это обязательное условие?

- Нет, но, на мой взгляд, биржа - это исторически эффективный механизм взаимодействия покупателей и продавцов. Поскольку мы говорим о рынке и операторах как о рыночном секторе и о проблемах с эффективностью работы подвижного состава, то биржа представляется наиболее адекватным рыночным механизмом.

- Насколько прозрачной будет деятельность координатора?

- Безусловно, она будет прозрачна. Как раз существующие некоммерческие объединения не слишком прозрачны. Их деятельность сосредоточена в узком кругу с ограниченным членством. Из-за этого на рынке периодически происходят спекулятивные и манипулятивные процессы. А в новой структуре будут представлены все: и собственник инфраструктуры, и поставщики услуг, и грузоотправители. Кроме того, КРУЖТ будет работать на соблюдение баланса интересов всех сторон, поскольку он создается на многопалатной основе, где каждая из палат станет представлять отдельную группу участников рынка, в том числе и государство, и иметь равное количество представителей в наблюдательном совете.

- И кто, по-вашему, должен стать первым председателем наблюдательного совета НП "КРУЖТ"?

- Председателя наблюдательного совета выберет сам совет. А возглавить организацию должен профессиональный менеджер - специалист в области железнодорожного транспорта. Наблюдательный совет будет принимать наиболее значимые, стратегические решения, а менеджмент, состоящий из профессионалов в области железнодорожного транспорта, будет отвечать за оперативную деятельность КРУЖТа и исполнять поручения наблюдательного совета.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.11.10Алгоритм объединения