21-02-12 / 2012
Новости отрасли
Координационные советы становятся эффективной площадкой взаимодействия участников перевозочного процесса

Современные условия эксплуатационной работы в сфере железнодорожных перевозок требуют поиска новых форм взаимодействия участников перевозочного процесса. Одним из эффективных инструментов налаживания конструктивного сотрудничества становятся межрегиональные координационные советы (МКС).

Приказом президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина от 26 октября прошлого года было создано 8 МКС: СевероЗападный с местонахождением в Санкт-Петербурге, Центральный - в Москве, Уральский - в Екатеринбурге, Северо-Кавказский - в Ростове-на-Дону, Приволжский - в Нижнем Новгороде, Сибирский - в Новосибирске, Восточно-Сибирский - в Иркутске и Дальневосточный - в Хабаровске. Их возглавили начальники соответствующих дорог. При этом в границах дорог созданы региональные координационные советы.

Помимо структур РЖД в координационные советы вошли представители органов исполнительной власти, прокуратуры, территориальных торгово-промышленных палат, региональных отделений Российского союза промышленников и предпринимателей, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, представители бизнеса, владельцы подвижного состава и другие заинтересованные участники цепочки "грузовладелец - собственник подвижного состава - ОАО "РЖД". Сразу же стало очевидно, что принципиально новым будет и формат общения.

Прошедшие в конце прошлого и начале нынешнего года заседания целого ряда советов отчетливо показали, МКС становятся реальной площадкой, на которой заинтересованные стороны в регионах получают возможность решения наиболее сложных проблем с точки зрения организации перевозочного процесса, внимания к клиенту и его потребностям.

На прошедшем на прошлой неделе в Самаре координационном совете президент компании Владимир Якунин отметил, что МКС должны стать эффективной площадкой для проведения переговоров региональных администраций с представителями грузовладельцев, операторов и перевозчика. "Нам нужна не только критика, но и конструктивные предложения, поддержка в лице грузоотправителей и региональных органов власти", - обратился Владимир Якунин к участникам совета.

Важнейшие вопросы организации выгрузки в морских портах были рассмотрены и на заседании Северо-Кавказского МКС, прошедшего 7 февраля в Краснодаре с участием первого вице-президента ОАО "РЖД" Вадима Морозова.

Положительная динамика роста экспорта, расширение номенклатуры перевозимых грузов, вовлечение большего числа участников цепей поставок требуют сегодня более четкой координации всех звеньев транспортного механизма.

В связи с ростом нагрузки на инфраструктуру речь идет и об условиях реализации инвестиционных проектов.

Как отметил Вадим Морозов, для того чтобы развивать инфраструктуру, надо четко понимать, какие будут привлечены объемы, как они будут обеспечены, с какой экономикой будет осуществляться перевозка.

И если ОАО "РЖД" окажется не в состоянии в обозначенные сроки вернуть затраты, тогда вступать в действие должны новые механизмы, связанные с привлечением прямых бюджетных вложений и инфраструктурных облигаций. В то же время основным инструментом для содержания и развития инфраструктуры должен стать сетевой контракт. Об этом шла речь и на совещании первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова во Владивостоке.

Динамика изменений по тарифам на перевозку грузов по сети РЖД в сравнении с ростом промышленных цен наглядно показывает, что железнодорожники "в карман ни к кому не залезли". А поэтому дальнейшее развитие инфраструктуры требует явно большего внимания со стороны всех ветвей власти, представителей бизнес-сообщества.

Также одной из главных проблем при организации перевозочного процесса является сегодня отставание регуляторной модели от новой конфигурации рынка перевозок. На заседании совета в Краснодаре были рассмотрены инициативы ОАО "РЖД" в области нормотворчества. Прежде всего они касаются предложений в законопроекты - о внесении изменений в закон о железнодорожном транспорте и Устав железнодорожного транспорта. В частности, Вадим Морозов подчеркнул необходимость того, чтобы законы в новой редакции действенно мотивировали владельцев вагонов к их более эффективному использованию, что в итоге создаст предпосылки для устойчивого функционирования и развития отрасли в целом.

Перманентные затруднения с организацией продвижения грузопотоков в направлении к портам еще и еще раз заставляют задуматься о налаживании оперативного взаимодействия различных видов транспорта - железнодорожного, автомобильного и морского. Необходимо находить взаимопонимание с теми, кто отвечает за работу акционерных компаний в портах, регуляторами в регионах. Создание условий для нормального продвижения и перевалки грузов сегодня трудно организовать и без участия руководителей субъектов РФ, их объединяющих усилий.

Первые заседания координационных советов показали полную заинтересованность в таких встречах прежде всего начальников железных дорог. Так, руководитель Южно-Уральской магистрали Виктор Попов рассматривает создание МКС как очень своевременный и правильный шаг. Именно совместными усилиями в регионе были определены меры по обеспечению транспортных потребностей предприятий.

В частности, решены проблемы по предоставлению полувагонов щебкарьерам, в том числе в адрес дирекций ремонта пути, организована работа с грузоотправителями по бесперебойной отгрузке зерна.

При этом нелишне заметить, что деятельность МКС выстраивается вовсе не на пустом месте. Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Владимир Павлов отмечает, что до создания координационного совета постоянно действующая рабочая группа уже занималась отлаживанием оперативного взаимодействия участников перевозочного процесса. Вместе с заинтересованными предприятиями вырабатывались предложения и принимались меры по решению проблемных ситуаций. Другое дело, что положение в целом менялось очень слабо. Координационный совет получил больше полномочий и в короткий срок оправдал себя. Погрузка и отправка грузов предприятий региона стали более оперативными. ОАО "Уфалейникель", к примеру, испытывало проблемы с ритмичным подходом цветной руды.

После рассмотрения на совете был полностью решен вопрос с обеспечением вагонами. Оперативно была организована и доставка резервного топлива на электростанции Челябинской области, восполнено отставание по завозу энергетического угля.

По словам начальника Октябрьской дороги Виктора Степова, возглавляющего МКС Северо-Западного федерального округа, выстраиваемая схема взаимодействия позволяет синхронизировать работу уже не только в отдельных узлах, где раньше отношения регулировались через трехсторонние соглашения, а и на крупных полигонах. При этом, даже в случае если имеющихся полномочий и компетенций недостаточно, вопрос поднимается на более высокий уровень, и при необходимости формируется пакет предложений для вынесения на рассмотрение федеральных органов власти.

Таким образом, первые результаты работы МКС позволяют утверждать о целесообразности их создания. Еще большей результативности работы будет способствовать формирование специальной рабочей группы, в которую вошли топ-менеджеры ОАО "РЖД", для рассмотрения предложений МКС по ряду важнейших вопросов во властных структурах. В ее компетенции подготовка предложений по созданию механизмов, стимулирующих участников перевозки к улучшению показателей оборота вагона, повышению коэффициента полезного использования вагона в груженом рейсе, минимизации времени нахождения вагонов под погрузочно-выгрузочными операциями и др.

Также требуют своего рассмотрения такие вопросы, как формирование уровня вагонной составляющей тарифа с учетом рыночных условий привлечения подвижного состава, определение стоимости услуг предприятий промышленного железнодорожного транспорта и совершенствование технологии их работы.

В 2012 году координационным советам предстоит развивать оперативное урегулирование проблемных ситуаций, искать приемлемые решения по общим и локальным проблемам грузовых и пассажирских перевозок. Владимир Якунин предложил ввести в повестку заседания координационных советов вопрос обеспечения потребностей в подвижном составе малого и среднего бизнеса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.02.12Новый формат