26-04-12 / 2012
Новости отрасли
Координационные советы создавались для улучшения управления вагонопотоками в ж/д узлах и на стыках с портами

С момента их организации прошло уже достаточно времени, для того чтобы оценить, решают ли они поставленную задачу.

Системные рекогносцировки

Приказом президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина 26 октября 2011 года на сети было создано восемь межрегиональных координационных советов (МКС). Изначально они задумывались как площадки для взаимодействия железнодорожников с региональными властями, операторами и владельцами подвижного состава, грузовладельцами, портовиками и другими участниками рынка. К такому решению подтолкнула непростая ситуация, сложившаяся в сфере перевозок, после того как практически весь вагонный парк перешел в руки частных компаний. "Нам нужна не только критика, но и конструктивные предложения, поддержка в лице грузоотправителей и региональных органов власти", - сформулировал задачу В. Якунин.

Сегодня уже можно обобщить первый опыт работы межрегиональных координационных советов. В ряде случаев МКС взяли под свое крыло укрупненные полигоны. В частности, на Северо-Западе под эгидой Октябрьской магистрали консолидировались еще две дороги - Северная и Калининградская. "МКС в регионе стал одним из элементов выстраивания системного подхода между участниками рынка: редких встреч дороги с операторами и грузовладельцами сегодня недостаточно, клиенты должны понимать, где могут быть точки пересечения интересов. Необходимо совместно определить, с одной стороны, как не допустить снижения уровня конкуренции, а с другой - как удержать управление вагонопотоками в едином центре", - отметил заместитель полномочного представителя президента РФ в СЗФО Сергей Зимин. Участники МКС озвучили целый ряд предложений.

Не только для якорных клиентов

По словам генерального директора ЗАО "Евросиб" Дмитрия Никитина, в первую очередь необходимо учитывать двойственность ситуации, определяющей сегодня отношения между перевозчиком, у которого есть публичные обязанности, но нет подвижного состава для удовлетворения спроса, и операторами, у которых нередко преобладают кэптивные интересы. "Получается, что к старой модели взаимодействия уже не вернуться. Чтобы наладить систему перевозок, следует выстроить цепочку взаимной ответственности. И здесь руководству ОАО "РЖД" совместно с Минтрансом прежде всего надо работать над совершенствованием нормативной базы.

А агентам системы фирменного транспортного обслуживания - теснее сотрудничать с операторами как с оптовыми покупателями перевозочных услуг", - считает Д. Никитин.

Генеральный директор ЗАО "Интелрейлтранс" Сергей Никифоренко полагает, что РЖД должно активнее заниматься отправками поездов по расписанию и маршрутизацией составов. "Мы работаем по таким схемам. В результате оборот вагона сокращается в 2,5 раза. Это снижает себестоимость перевозок. Сложность в том, что владельцу инфраструктуры при этом непросто обеспечить выполнение взятых на себя обязательств", - уточнил он.

Грузовладельцы, со своей стороны, напоминают: из цепочки взаимодействия нельзя исключать экспедиторов. Ведь зачастую производитель не в состоянии напрямую решить многие вопросы с операторами и перевозчиком. У него может оказаться недостаточно опыта организации железнодорожных перевозок или знаний особенностей поездной работы. Или просто не быть времени, для того чтобы заниматься подобными вопросами. Все это также отражается на скорости оборота вагонов. Как заметил генеральный директор OOO "Стора Энсо Лесной сектор России" Алексей Алексеев, задача грузовладельца - обеспечить своевременное накопление повагонных партий и подачу их под погрузку.

В рамках МКС поднимаются и вопросы координации деятельности самих дорог. Так, начальник Северной железной дороги Василий Билоха рассказал, как на магистрали совместно с региональными властями нашли способы создать условия для ускорения отправки составов. Однако вскоре вагоны встали уже не на местах погрузки, а на другой дороге - на станциях выгрузки. По мнению начальника Октябрьской магистрали Виктора Степова, такую координацию целесообразно отрабатывать на конкретных примерах. Скажем, взять межстыковые перевозки щебня, определить объемы формируемых грузопотоков, проследить весь путь до момента выгрузки и отправки назад порожняка. Тогда будет видно, как лучше управлять вагонопотоками на укрупненных перегонах. Потом можно будет разработать алгоритмы и для всех номенклатур.

Начальник Южно-Уральской магистрали Виктор Попов отметил и другие возможности, которые дает МКС. В частности, он полагает, что, объединив усилия, можно получить более четкую картину спроса на железнодорожные перевозки. "В таком случае власти также готовы подключиться, - заявил министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Владимир Павлов. - До создания советов мы это делали в рамках рабочей группы, которая занималась отлаживанием оперативного взаимодействия участников перевозочного процесса. Однако у нее не было возможностей оперативно влиять на ситуацию. У МКС в этом плане больше полномочий. Они способны ускорить погрузку и отправку продукции предприятий".

С этим мнением солидарен и начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Голоскоков. По его словам, когда за дело берутся сообща, то могут быть приняты стратегические решения. Например, участники, реально оценивая пропускную способность стальных магистралей, могут переключить грузопотоки с одного направления на другое.

А это еще один вариант лекарства от болезни брошенных поездов. Помимо этого, В. Голоскоков считает, что МКС создают основу для перехода на единую систему планирования работы железной дороги и морского транспорта. Если, конечно, при этом удастся объединить имеющиеся ресурсы грузовладельцев, железнодорожников и портовиков в одну информационно-логистическую систему с автоматизированным контролем перевозочного процесса. Но такой проект должно поддержать государство.

На следующем этапе в рамках МКС можно попытаться выйти на совместные инвестиционные проекты. "Проблема, правда, в том, как мотивировать бизнес", - посетовал заместитель главы администрации Краснодарского края Вадим Лукоянов. По мнению экспертов, координационные советы надо активнее использовать и для того, чтобы эффективнее планировать инвестиции в развитие инфраструктуры дорог. Аналогичного мнения придерживается и начальник Красноярской магистрали Владимир Рейнгардт. Он сообщил, что железнодорожники, правительство Хакасии и крупные грузоотправители намерены создать в составе МКС рабочую группу, которая займется разработкой предпроектных решений для оптимизации использования железнодорожной инфраструктуры. Предполагается совместно подготовить пакет предложений, которые в дальнейшем лягут в основу Комплексной программы развития магистрального и промышленного железнодорожного транспорта Республики Хакасия на 2012-2015 гг.

Правда, в бочке меда всегда бывает ложка дегтя. По словам заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского, эффективность координационных советов заметно снижается, когда дело касается взаимодействия не с крупными (якорными для железных дорог) клиентами, а с мелкими компаниями. Последние не могут строить планы на длительный срок, что затрудняет развитие партнерства. Следовательно, для вовлечения в деятельность МКС этого контингента требуется найти особые формы работы. Кстати, В. Якунин уже предложил внести в повестку заседания координационных советов вопрос обеспечения потребностей в подвижном составе малого и среднего бизнеса.

Резюме

Несмотря на то, что с момента создания координационных советов на сети прошло совсем немного времени, уже очевидно, что круг задач МКС может быть расширен. В частности, как отмечают эксперты, на них может быть поднят вопрос формирования вагонной составляющей тарифа.

Пока за рамками деятельности МКС остается и анализ причин простоев подвижного состава на путях и станциях необщего пользования, методики формирования стоимости услуг предприятий промышленного железнодорожного транспорта, вопросы совершенствования технологии их работы. Все это, а также многое другое может быть предметом изучения в рамках МКС.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер25.04.12Советы разные важны