23-06-20 / 2020
Новости отрасли
Контроль с дополнительной остановкой

Министерство транспорта России обновило правила транспортировки грузов, подлежащих ветеринарному надзору С 15 июня вступили в силу новые правила перевозок железнодорожным транспортом грузов, подлежащих федеральному государственному ветеринарному надзору. По мнению участников транспортного рынка, новая редакция правил решила не все старые проблемы. Грузовладельцы и операторы остались довольны разрешением оформлять транспортные накладные и ветеринарные сопроводительные документы не только в бумажном, но и в электронном виде. Но в первые дни действия новых правил встал вопрос излишне частого досмотра грузов.

Как рассказал "Гудку" генеральный директор АО "Агентство рефперевозок" Ильдус Халиков, разрешение одновременной перевозки различных групп продукции в одном контейнере повлечет увеличение нечестных грузоотправителей. Ранее правилами устанавливалось требование о раздельной транспортировке.

"Согласно обновленной редакции правил груз, подлежащий ветеринарному надзору, можно оформить с несоответствиями норм транспортировки, поместив разные виды продукции в один вагон. Новые правила дали лазейку огромному количеству экспедиторов, которые в угоду коммерческой доходности будут перевозить такие номенклатуры грузов в дешевом, не подходящем подвижном составе", – заявил Ильдус Халиков.

Однако, по мнению заместителя руководителя Национальной мясной ассоциации Максима Синельникова, запрет на одновременную перевозку устарел. "Ранее правилами устанавливалось жесткое требование о раздельной перевозке. Например, сырое мясо и готовую мясную продукцию в одном контейнере везти было нельзя, потому что сырая продукция может "заразить" готовую. Но те времена, когда сырое мясо перевозилось в неупакованном виде, давно прошли, соответственно, такое правило утратило актуальность. Сейчас используются многослойные разделительные упаковки, которые исключают контакт не только с другой продукцией, но и с внешней средой. Этот момент был камнем преткновения, но теперь все описано корректно, обременения сняты. Сейчас эта ответственность лежит на грузоотправителях, это их собственные технические решения для обеспечения защищенности продукции, которые они будут принимать исходя из своих финансовых или каких-либо других показателей", – рассказал ранее "Гудку" Максим Синельников.

По мнению генерального директора ООО "Дальрефтранс" (входит в Транспортную группу FESCO) Андрея Гречкина, после вступления в силу новых правил проблема излишне частого досмотра грузов осталась нерешенной. Согласно новым правилам, сотрудники Россельхознадзора должны делать отметки о проведенном ветеринарно-санитарном осмотре груза при его погрузке, выгрузке и перегрузке.

"С точки зрения контейнерной логистики необходимо упразднить вторичные досмотры контейнеров сотрудниками Россельхознадзора на станциях и в портах, если эти контейнеры в данных пунктах просто меняют вид транспорта. Согласно законодательству, контейнер не является транспортным средством. Контейнер – это транспортное оборудование, некая тара для груза. Соответственно, перестановку такой тары с одного вида транспорта на другой не нужно трактовать как смену транспортного средства и не нужно дополнительно осматривать груз, вызывая у транспортных компаний дополнительные затраты и задерживая перевозку. При осуществлении контейнерных перевозок, при перестановке контейнеров на другой транспорт доступ к грузу не требуется", – отмечает Андрей Гречкин.

"Прошло всего несколько дней с тех пор, как новые нормы вступили в силу, поэтому говорить о том, что рынку стало легче жить после изменения правил, как минимум рано, – считает президент Ассоциации организаций продуктового сектора Михаил Синев. – После утверждения новых правил мы направили в Россельхознадзор обращение на тему излишне частого досмотра продукции, следующей в опломбированных транспортных средствах. После нашего обращения Россельхознадзор отправил разъяснения на места, с тем чтобы прекратить избыточные проверки. Это уже важный шаг, который точно поможет бизнесу. Однако по состоянию на сегодняшний день мы ждем результатов его исполнения".

По его словам, технология перевозок грузов, подлежащих ветеринарному контролю, предусматривает транспортировку по схеме "от склада до склада" без вскрытия контейнера и смены пломбы в пути следования вне зависимости от смены вида транспорта. "Однако сотрудники Россельхознадзора досматривают груз в процессе перевозки, вскрывая пломбы рефрижераторных контейнеров на станциях отправления и станциях назначения. Данные действия являются избыточными, так как при погрузке в контейнер и выгрузке на складе он досматривается представителями территориальных органов Государственного ветеринарного надзора. "Дополнительные досмотры вызывают у экспедиторских компаний дополнительные расходы и замедляют скорость доставки", – ранее пояснял Михаил Синев.

Теперь грузоотправителем должна оформляться транспортная железнодорожная накладная. Грузы принимаются к перевозке только при наличии ветеринарных сопроводительных документов (должны быть внесены в накладную). Накладную и ветеринарные сопроводительные документы можно оформить как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

По мнению Андрея Гречкина, уход от бумажных носителей – позитивная новость, однако для полного устранения ручного дублирования информации в будущем необходимо на программном уровне обеспечить интеграцию систем "ЭТРАН" (автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО "РЖД") и "Меркурий" (автоматизированная система Россельхознадзора для электронной сертификации грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152023.06.2020