09-02-15 / 2015
Новости отрасли
Контроль и учет

Опыт Западно-Сибирской дороги по управлению вагонным парком поможет упорядочить размещение подвижного состава на сети.

Маршрутизация порожних вагонов приведет к рациональному использованию инфраструктуры. К такому выводу пришли участники регионального транспортного координационного совета в Новосибирске.

Как рассказал начальник Западно-Сибирской дирекции управления движением Денис Рахимжанов, в 2014 году маршрутизация на дороге составила 41,4%. «По сравнению с 2013-м произошел рост на 11,4%, при этом с дорог Запада – на 10,8%, с дорог Востока – на 13,6%», – отметил он.

Начальник Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Игорь Сарычев напомнил, что для совершенствования технологии работы с вагонами операторов на дороге организована переадресовка технических маршрутов в пути следования на станции погрузки. Эффективно, по его мнению, работает и механизм по заключению договоров на отстой порожних вагонов без прерывания договора перевозки при их избытке и неприеме станцией назначения. Еще один действенный механизм – нормирование парка вагонов и заключение соглашений по непредъявлению пени за просрочку доставки при наличии на дороге вагонов в пределах установленных нормативов. Такие соглашения дорога заключила с 17 операторами. Это позволило сократить предъявление пени за просрочку доставки грузов в 14 раз, при этом финансовый риск мог бы составить более 753 млн руб. Рассмотреть возможность нормирования показателей своих парков в этом году было предложено еще двум компаниям, на суммарную долю которых приходится более половины из оставшегося объема предъявленных в 2014 году претензий.

Суть нормирования заключается в том, что первого числа каждого месяца железнодорожники планируют, сколько порожнего подвижного состава требуется отправить на погрузочные станции.

Этот показатель складывается, исходя из планов погрузки и заявок операторов, которые подписали специальное соглашение с дорогой. 10-го числа этого же месяца в план вносят корректировки, исходя из заявочной базы операторов и поступлений от них обоснованного обращения. Такое распределение порожняка по станциям погрузки позволяет минимизировать избыточное количество порожняка. «Проведя нормирование парков, собственники смогут избавиться от балласта (вагонов в плохом техническом состоянии, которые занимают путевую инфраструктуру. – Ред.) и не платить лишние деньги за инфраструктуру в условиях нового транспортного устава», – отметил первый заместитель начальника ЗСЖД Виктор Голомолзин.

Участники координационного совета предложили поэтапно организовать нормирование показателей работы порожних вагонов различных операторов по каждой дороге.

«На первом этапе это целесообразно сделать на припортовых магистралях – Дальневосточной, Октябрьской и Северо-Кавказской, а также дорогах Восточного полигона (из расчета географии основного зарождения и погашения вагонопотоков – груженых и порожних). Далее – на остальных магистралях. Кроме того, всем дорогам нужно заключить соглашения о непредъявлении пени за просрочку доставки порожних вагонов при условии выполнения нормируемых показателей, договоры на оказание услуг по временному размещению вагонов в пути следования без прерывания договора перевозки. Или же полезно будет распространить единый договор на всю сеть», – предложил Игорь Сарычев.

Интересную идею для сети РЖД предложил начальник управления универсальных перевозок ЗАО «НефтеТрансСервис» Андрей Черников: «Мы можем решить массу проблем, если крупные операторские компании будут формировать свои порожние маршруты рядом с местами выгрузки, а мелкие и средние операторы – ближе к станциям погрузки».

По словам начальника ЗСЖД Анатолия Регера, все эти меры позволят упорядочить размещение подвижного состава на сети, обеспечить рациональное использование инфраструктуры и более качественный подвод порожних вагонов под заявки грузоотправителей на дороги погрузки.

«Эффективность маршрутизации позволила в прошлом году погрузить 281 млн тонн грузов, прибавив к уровню прошлого года более 8 млн тонн», – резюмировал Анатолий Регер.

Справка «Гудка»

В 2014 году на Западно-Сибирскую дорогу не под заявки грузоотправителей было заадресовано 569,7 тыс. порожних полувагонов, в том числе ОАО «Первая грузовая компания» – 74 тыс. вагонов, ОАО «Федеральная грузовая компания» – 151,5 тыс. вагонов, ООО «ГК «Новотранс» – 177,3 тыс. вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.02.2015