25-10-12 / 2012
Новости отрасли
Контроль экономических показателей работы на местах сулит многомиллионную прибыль

Реализация Концепции системы управления компании холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО «РЖД», входит в завершающую стадию.

Система управления на региональном уровне с 1 октября претерпела значительные изменения. В соответствии с Единой целевой моделью железной дороги, утвержденной президентом ОАО "РЖД" 31 октября 2011 года, на региональный уровень переданы функции по корпоративной и технологической координации. Тем самым решена задача по созданию единого корпоративного представительства на территории. Эта мера должна не только сохранить устойчивость работы сети, но и повысить управляемость, улучшить горизонтальные связи между сформированными вертикалями. Для координации деятельности бизнес-единиц, а также повышения эффективности в ОАО "РЖД" внедряется сервисный подход. "Он предполагает управление хозяйственными связями между участниками перевозок как отношениями заказчиков и исполнителей внутренних услуг, включая систему взаимных обязательств", - объясняет начальник Центра по технологической координации Сергей Кобзев. По его словам, для реализации новых принципов уже проведена подготовка. Разработаны регламентно-нормативные документы, закрепляющие переход на единую внутрикорпоративную систему наряд-заказов. Сейчас в тестовом режиме между ЦФТО и Центральной дирекцией управления движением формируются наряд-заказы на планируемый месяц. По итогам тестирования системы на уровне центрального аппарата ОАО "РЖД" будет принято решение об утверждении их согласованных форм. Начальник департамента развития системы управления ОАО "РЖД" Глеб Зазнов полагает, что за счет формализации требований к качеству оказываемых услуг удастся повысить уровень обслуживания внутренних заказчиков, усовершенствовать технологии и обеспечить прозрачность планирования производства и затрат. При этом важнейшим инструментом, облегчающим мониторинг деятельности подразделений филиалов и исполнение начальниками дорог функций координации, является система ключевых показателей деятельности. "Правда, имеющийся сегодня перечень этих показателей нуждается в актуализации", - отмечают в Центре по технологической координации.

Внедрение и расширение применения системы ключевых показателей работы всех бизнес-единиц - один из важных шагов к построению системы управления результа- тивностью и эффективностью деятельности компании.

В соответствии с поручением президента ОАО "РЖД", данным по результатам заседания VIII Ассамблеи начальников железных дорог, в компании уже формируется сбалансированная система показателей, декомпозированных от уровня центральных дирекций до линейных подразделений. Это необходимо для перехода от стратегических целей холдинга к конкретным показателям бизнес-единиц. Построение модели внутреннего оборота услуг (см. правую верхнюю схему на стр. 5) в конечном счете должно преследовать цель создания инструментов регионального управления деятельностью филиалов и подразделений холдинга. На современном этапе реформирования крайне важна роль железных дорог (РЦКУ) в управлении экономикой компании. "Здесь основным является контроль сбалансированности экономических показателей подразделений в границах конкретных дорог", - отмечает начальник департамента экономики ОАО "РЖД" Ирина Костенец. Для этого начальники дорог уже наделены правом согласования ключевых показателей бюджета производства. Им обеспечен доступ к управленческой отчетности всех подразделений, работающих в границах дороги. Начиная с IV квартала 2012 года бюджеты филиалов ОАО "РЖД" уже формируются в детализации по региональным подразделениям, а дорожные службы экономики и финансов готовят сводные данные по подразделениям филиалов, работающих в границах дороги. Таким образом, перед службами экономики и финансов ставится задача оперативного мониторинга исполнения бюджетов производства и затрат, а также внедрения инструментов повышения эффективности на уровне региона.

В ходе выстраивания новых внутрикорпоративных отношений всех участников перевозок на сети создаются центры управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ) и центры управления тяговыми ресурсами (ЦУТР).

Первые ориентированы на работу на полигоне РЦКУ и пока выполняют роль скорее информационных центров с элементами аналитики.

Например, на Восточно-Сибирской для улучшения оперативной деятельности и реализации единого технологического процесса ЦУСИ (см. нижнюю схему на стр. 5) размещен в одном операционном зале с ДЦУП и ситуационным центром. То есть в рамках единого Центра оперативного управления объединены диспетчерские, аналитические и технологические функции.

ЦУТР^1 внедряют полигонные технологии управления тягой. Сейчас определены пять полигонов, где формируются такие центры: Восточный, Урало-Сибирский, Северный, Южный и Волжский. Полностью действует ЦУТР Восточного полигона в Иркутске. Его задача - управление работой парком локомотивов и их бригад на Восточном полигоне, а это Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальневосточная дороги. По словам начальника центра Артема Власенского, идеология работы ЦУТРа основана на концентрации деятельности по управлению тягой из одного центра в условиях тесного взаимодействия всех дирекций. Прежде всего управления движением, тяги и по ремонту тягового подвижного состава. С 1 сентября диспетчерский аппарат центра переведен на полигонную зону ответственности, следовательно, максимально стерты грани междорожных стыков. Уже можно говорить о первых результатах. По сравнению с прошлым годом сходы с кольца на полигоне сократились на 24%, в том числе из-за отцепки в неплановый ремонт - на 75%. Это дало ОАО "РЖД" эффект в 2,9 млн руб.

В результате сокращения отцепок количество грузовых электровозов с перепробегом уменьшилось на 82%, а содержание в неплановом ремонте - на 51%. Среднесуточная производительность электровозов по итогам сентября выше бюджетного задания на 54 тыс. ткм брутто, а уровня прошлого года - на 101 тыс. ткм брутто. Средний вес поезда улучшен к бюджету на 55 тонн, к прошлому году - на 100 тонн. Это сэкономило 35,1 млн руб. Правда, пока решены не все проблемы. Допускается отправление локомотивов с нарушением установленной технологии выполнения техобслуживания ТО-2. Из-за отказов тех средств, неудовлетворительного состояния инфраструктуры и передержек плановых "окон" замедляется продвижение поездопо-тока, завышается время оборота локомотивов. Что в условиях большой протяженности тяговых плеч приводит к недостатку тяги прежде всего на восточном участке полигона. Однако после создания ЦУТРа Восточного полигона на фоне улучшения одних показателей другие ухудшились. Увеличился простой на станциях, снизилась участковая и техническая скорости. Только за первые дни октября потери участковой скорости по Восточно-Сибирской составили 7,95 км/ч. Негативное влияние оказали не выдержка времени хода/ остановки по вине локомотивных бригад, превышение нормы времени обработки составов, неисправности локомотивов в пути, отсутствие тяги по узлам Тайшет - Зима. Но справедливости ради надо сказать, что ЦУТР Восточного полигона - пилотный проект, он и должен выявить недостатки системы, которые должны быть учтены при создании других подобных центров. Одна из ключевых задач - отладка горизонтальных связей между дирекциями (особенно на стыках) для достижения общей цели рационального использования локомотивов и их бригад, минимизации времени нахождения локомотива в неэксплуатируемом парке. "Накопленный опыт позволяет принять корректирующие меры по повышению эффективности работы как самих центров, так и локомотивного комплекса в целом", - отмечают в Центральной дирекции тяги.

В ноябре начнет работу ЦУТР Волжского полигона в Самаре. Также до конца года должны быть организованы ЦУТРы в Новосибирске, Ярославле и Воронеже.

Таким образом, на территориальном уровне сегодня формируется мощная система механизмов и инструментов для повышения эффективности перевозок на сети.

Мнения

Виктор Голомолзин, первый заместитель начальника Западно-Сибирской дороги:

- Фактически наша магистраль уже давно работает в качестве РЦКУ. Сформирован широкий набор механизмов управления в новых условиях, один из которых - транспортные координационные советы. Они - важнейший инструмент решения вопросов не только взаимоотношений участников рынка перевозок, но и координации деятельности подразделений компании на дороге. Принятые на советах решения оказали положительное влияние на перевозочный процесс. Существенно сокращены потери, связанные с неоднократной переработкой вагонов на сортировочных, углепогрузочных станциях и предприятиях промышленного железнодорожного транспорта.

Мы достигли такой погрузки, которую не знали в лучшие годы: на ЗСЖД сейчас ежесуточно грузится 8 тыс. вагонов угля. Уверен, что в перспективе координационные советы приобретут еще большую значимость, станут катализатором обновления нормативно-правовой базы и развития инфраструктуры.

Алексей Гладилин, первый заместитель начальника дальневосточной дороги:

- Сегодня, когда перед холдингом стоит задача трансформации в мощную транспортно логистическую структуру, отношения со смежными видами транспорта должны строиться на основе сбалансированного развития инфраструктуры. Требуется комплексно подходить к реализации Стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года и Генеральной схемы развития железных дорог ОАО "РЖД". В 2012 году в составе Дальневосточной дирекции управления движением организован логистический центр, координирующий работу подразделений дороги, морских перевозчиков, экспедиторов и операторских компаний, а также обеспечивающий эффективное управление приватным парком. В числе основных его задач - контроль погрузки в адрес портов и нефтебаз, обеспечение согласованного подвода поездов к грузоперевалочным комплексам. Все это дает возможность оптимизировать вагонопотоки к припортовым и пограничным станциям, изменив общий порядок взаимодействия с клиентами. В результате выгрузка вагонов в портах и на нефтебазах выросла на 10% (с апреля - на 38 тыс. вагонов).

Валерий Матющенко, первый заметститель начальника Забайкальской дороги:

- Для ЗабЖД сегодня актуальны три проблемы: несоответствие инфраструктуры размерам и структуре поездопотока, снижение эффективности использования тяги и сложности с содержанием и ремонтом инфраструктуры. Их решение переломит негативные тенденции в перевозках. В части развития инфраструктуры - это восстановление закрытых станций, удлинение путей, строительство обходов узлов. Еще одно важное направление - развитие тяжеловесного движения. На ЗабЖД разработана программа развития по всем хозяйствам. Сегодня она согласовывается в департаментах и дирекциях и вскоре будет рассмотрена на экспертном совете ОАО "РЖД". В частности, для приведения путевого развития станций к графиковой длине поезда в программу включено удлинение путей на 19 станциях. Для повышения уровня маневренности диспетчерских участков предлагается укладка диспетчерских съездов на 15 станциях и восстановление девяти ранее закрытых станций.

Николай Маклыгин, первый заместитель начальника восточно-Сибирской дороги:

- Важный элемент в современных условиях - установление общих правил, применяемых на полигоне, в виде единой технологии работы и с учетом изменений как внутри компании, так и во внешней среде. Это подразумевает внедрение новых технологий, а также проведение структурных изменений, что приводит к необходимости пересмотра и внесения корректив в действующую технологию работы полигона. Изменения в технологии должны иметь постоянную основу, быть подкреплены ресурсами и ответственностью. Сейчас разработан и согласован с дорогами проект технологии работы Восточного полигона. До 1 ноября он должен быть утвержден. В перспективе он может быть принят в качестве элемента Единого сетевого технологического процесса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.10.12Ключ к результату