23-12-20 / 2020
Новости отрасли
Контрейлер – не груз

Кирилл Семернев, руководитель обособленного подразделения "Владивосток" логистической компании STS Logistics

В ближайшие два года на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не будут осуществляться импортные контрейлерные перевозки

– Таможенное оформление контрейлерной перевозки необходимо раскладывать на две разные плоскости – это таможенное оформление груза, находящегося в кузове транспортного средства (ТС), и перемещение через границу транспортного средства, на котором размещен груз. Первое происходит согласно требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и нормативных актов РФ, а второе – согласно требованиям Международной конвенции "О международной перевозке грузов с применением книжки международных дорожных перевозок (МДП)".

Мы понимаем, что транспортное средство означает не только механическое дорожное транспортное средство, но также любой прицеп или полуприцеп, предназначенный для его буксировки таким транспортным средством. Их перемещение через границу РФ должно происходить именно в рамках конвенции "О международной перевозке грузов с применением книжки МДП", но у Федеральной таможенной службы (ФТС) совсем противоположное мнение на этот счет.

На данный момент ситуация складывается таким образом, что таможня классифицирует транспортные средства, размещенные на железнодорожных платформах, не как транспортные средства, осуществляющие перевозку груза в рамках международной перевозки, а как отдельный товар. В таком случае появляется необходимость помещать эти транспортные средства – товар – под таможенные процедуры, а именно "выпуск для внутреннего потребления" или "временный ввоз", что приводит к исчислению таможенных сборов и платежей в пользу государства из кармана импортера. Такой исход не может быть применим к контрейлерным перевозкам, так как тогда теряется весь смысл этих перевозок, а именно снижение затрат на перевозку.

Транспортные средства, перемещаемые на железнодорожных платформах, можно сравнить с контейнерами, для которых нет необходимости формировать таможенные декларации и заявлять таможенные процедуры. Но у таможни пока не разработаны и не внедрены в их процедуры изменения, позволяющие проводить должным образом контроль этих транспортных средств на железнодорожных пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Согласно позиции Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, озвученной в ноябре этого года в ответ на официальный запрос одного из крупных импортеров, перевозчиком может быть только то лицо, которое непосредственно осуществляет перевозку, тогда как в рамках контрейлерной перевозки перевозчиков двое.

Также ФТС России заявляет, что совершение таможенных операций при прибытии или убытии осуществляется исходя из подхода, что непосредственное пересечение границы Евразийского экономического союза осуществляется только одним из видов транспорта – железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным – и, соответственно, документы и сведения подаются перевозчиком в таможенный орган в зависимости и применимо к указанному виду транспорта, которым осуществляется перевозка товаров.

Мы видим, что ФТС не дает нам возможности перемещать транспортные средства в контрейлерных перевозках через границу ЕАЭС без оплаты таможенных сборов и платежей, то есть остается необходимость заявления таможенной процедуры на ТС.

Будем надеяться, что Минтранс России, ФТС, ОАО "РЖД" и федеральные органы исполнительной власти поймут, что без внесения изменений в нормативные и законодательные акты контрейлерные перевозки не смогут быть осуществлены и полноценно оформлены документально при пересечении границы ЕАЭС.

На внедрение всех изменений, которые бы позволили проводить регистрацию ТС в рамках контрейлерных перевозок, потребуется значительное время и много усилий. Можно предположить, что в ближайшие два года использование такого инструмента, как импортные контрейлерные перевозки, будет недоступно на территории ЕАЭС.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.12.2020