23-01-24 / 2024
Новости отрасли
Контейнеры: технологичность упирается в инфраструктуру

В 2023 году тренд на контейнеризацию грузов, о котором эксперты говорят уже не первый год, получил заметное развитие на сети РЖД. Все больше различных номенклатур предпочитают везти именно таким способом.

В январе – декабре 2023 года перевозка всех грузов в контейнерах на сети РЖД составила 7,4 млн ДФЭ, что на 14,1% выше уровня 2022-го. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения с начала года, увеличилось на 16,7%, до 5437,1 тыс. ДФЭ.

Основными драйверами роста контейнерных отправок в 2023 году были автомобили и комплектую- щие, а также химические и минеральные удобрения.

По итогам года перевозки автомобилей и комплектующих в контейнерах увеличились в 2,2 раза – до 498,5 тыс. ДФЭ (+123,8% в 2023 году по отношению к 2022-му). Отправки удобрений также выросли в 2,2 раза – до 305,5 тыс. ДФЭ (+119%). Кроме того, положительную динамику год к году показали лесные грузы, черные металлы, метизы, станки и двигатели, сборные, строительные грузы, нефть и нефтепродукты. А вот снижение наблюдается в сегментах перевозок бумаги, цветных металлов, промышленных товаров, цветной руды и серного сырья.

Среди трендов и самых заметных событий года, связанных с контейнеризацией, – запуск тестовой партии мини-контейнеров в составе грузового поезда. Среднетоннажные модули массой 5 и 10 тонн отправили из московского таможенно-логистического центра на Дальний Восток. Актуальность использования таких емкостей обусловлена тенденцией сектора малого бизнеса в России "грузить готовую продукцию меньшим объемом, но чаще", как рассказывал заместитель генерального директора – директор научного центра "Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения" АО "ВНИИЖТ" Михаил Мехедов.

Обсуждается вопрос контейнерных перевозок уже по традиции в контексте Восточного полигона. Несмотря на то, что сейчас усиливается роль перевозок через порты Балтики, по мнению экспертов, более 40% товарооборота будет обеспечиваться через Дальний Восток. А там не все гладко: в начале прошлого года контейнеры блокировали работу портов, и в течение всего 2023-го их вывозили в полувагонах. Но постепенно эту проблему удалось решить. Меры, принятые совместно РЖД и Минтрансом, освободили портовые площади от накопившихся контейнеров: при отработанной технологии терминалы справлялись с задачей вывоза, в том числе используя прибывающие вагоны под сдвоенные операции.

А в конце года контейнеры создавали пробки на железнодорожных узлах западных регионов. По словам исполнительного директора "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" Леонида Шляхтурова, только у "ФЕСКО" число порожних контейнеров на Московском транспортном узле "доходило до 4 тыс. или чуть больше". Таким образом, пробка из порожних ящиков составила около 150 тыс. единиц, тогда как годом ранее их было в 4 раза меньше. И в этом контексте значимо предложение по утилизации пустых контейнеров.

Кроме того, в графике 2024 года для увеличения перевозок контейнеров планируется переходить на стандартную длину контейнерного поезда в 71 условный вагон везде, где это возможно. Партнерам РЖД стоит предпринять меры по развитию своих мощностей, чтобы можно было принимать такие маршруты, отмечал замначальника управления движения Центральной дирекции управления движением Иван Федоров.

Контейнер относится к одной из стратегических номенклатур в структуре перевозок по лимитирующим направлениям сети, поэтому в настоящее время готовятся новые Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре, и многое будет зависеть от того, какой порядок подвода грузов обозначат в этом документе. Есть в этой сфере и место железнодорожным инновациям. По словам главы РЖД Олега Белозерова, разрабатываются новые фитинговые платформы для ускоренных контейнерных маршрутов. Они могут идти вместе с пассажирскими поездами. Вагоны рассчитаны под скорость 140 км/ч. Помимо соответствующего парка вагонов, в планах есть даже создание скоростного грузового локомотива, однако, к примеру, пассажирские поезда движутся с указанной скоростью на маршруте между Москвой и Владивостоком всего на 0,13% пути. А это значит, что требуются колоссальные вложения в инфра структуру. Тем не менее все работы и разработки, направленные на увеличение доли контейнеров в структуре перевозок, не могут не наводить на мысль об увеличивающейся популярности таких отправок. С этим согласны эксперты.

"Тренд на увеличение контейнеризации есть, и можно уверенно сказать: мы должны сосредоточить свое внимание именно на этом высокотехнологичном элементе перевозок, так как контейнерные перевозки будут расти", – отмечает генеральный секретарь Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам Геннадий Бессонов. По прогнозу Института проблем естественных монополий, в 2024 году ожидается сохранение положительной динамики отправок грузов в контейнерах. Среди трендов и самых заметных событий года, связанных с контейнеризацией, – запуск тестовой партии миниконтейнеров в составе грузового поезда. Среднетоннажные модули массой 5 и 10 тонн отправили из московского таможенно-логистического центра на Дальний Восток

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер23.01.2024