Их транспортировка по железной дороге выросла
ОАО РЖД, несмотря на резкое ухудшение условий для международного контейнерного трафика, по итогам года продемонстрировало рост железнодорожных перевозок контейнеров на 0,3%, побив рекорд 2021 года. Участники рынка, несмотря на расхождение данных со статистикой ОАО РЖД, тоже говорят об относительно неплохой ситуации, улучшение которой сдерживают инфраструктурные ограничения. Компании призывают к дальнейшему развитию инфраструктуры, сохранению назначения дополнительных поездов на Дальний Восток и решению проблем с контейнерными перевозками на Северо-Западе.
ОАО РЖД сообщило, что по итогам 2022 года достигло пиковых показателей по перевозкам контейнеров. Во всех видах сообщения, заявляет монополия, отправлено 6,52 млн TEU, что на 0,3% больше, чем в 2021 году. Росту перевозок способствовало развитие технологии их погрузки в полувагоны (подробнее см. "Ъ" от 28 сентября и 31 октября 2022 года) и организация движения сдвоенных поездов, поясняет ОАО РЖД. В числе лидеров по динамике отправки в контейнерах - удобрения (рост в 2,6 раза), зерно (на 63,6%), рыбная продукция (32,4%), соль (29,9%) и стройматериалы (20,5%).
Контейнерные перевозки перенесли шок весной 2022 года, когда морские линии и европейские хабы перестали работать с Россией, что остановило контейнерные порты Северо-Запада. Также заметно сократился транзит Китай-Eвропа-Китай, где падение составило 32-35%, при этом объемы заместились экспортно-импортными и транзитными потоками, не включающими Eвропу (см. "Ъ" от 20 декабря 2022 года).
Статистика ОАО РЖД включает в себя и перевозки порожних контейнеров. FESCO, которая учитывает только груженые контейнеры в портах и на железной дороге, сообщала, что за 11 месяцев 2022 года контейнерный рынок России сократился на 15,6%, до 5 млн TEU, в том числе импорт - на 13%, экспорт - на 24%, и транзит - на 23%. В ОАО РЖД не уточняют показатели по экспорту, импорту и транзиту контейнеров.
"Произошедший разворот логистики на восток привел к повышенной нагрузке на Восточный полигон, инфраструктура которого не была готова к такому росту, в результате чего возник дисбаланс экспортных и импортных потоков, - сообщают в "Трансконтейнере". - После совещания у президента РФ с конца ноября удалось улучшить ситуацию благодаря выделению дополнительных контейнерных поездов для экспорта на Дальний Восток и активного использования полувагонов для вывоза контейнеров из региона".
"Мы подтверждаем высокие темпы роста контейнерных перевозок, - сообщил "Ъ" исполнительный директор Eвразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (EСП) Сергей Авсейков. - При этом спрос сдерживается инфраструктурными ограничениями". По его словам, технология погрузки в полувагоны показала себя как эффективный инструмент для вывоза импорта и балансировки грузопотоков. По его словам, необходимо стимулирование выгрузки контейнеров из полувагонов не ближе Западно-Сибирской железной дороги: "В противном случае не хватает платформ одновременно на полувагоны и на экспорт грузов". Также, отмечает он, необходимо в 2023 году сохранить назначение дополнительных трех контейнерных поездов в сутки в направлении Дальнего Востока для экспорта грузов с возможным ростом до пяти. По словам господина Авсейкова, также необходима долгосрочная господдержка развития собственного контейнерного флота для восстановления перевозок через порты Северо-Запада.
В "Трансконтейнере" полагают, что для дальнейшего улучшения ситуации необходимо продолжить работу по модернизации инфраструктуры, в том числе подходов к погранпереходам и портам. Необходимо также внимательно следить за балансом подвижного состава и контейнеров в различных частях страны, чтобы решение проблем в одном месте (например, ограничение подсыла груженых рейсов во внутрироссийском сообщении на некоторые железные дороги в Сибири) не создавало проблем для экспортеров из этих регионов при вывозе продукции на восток, добавляют в компании.
В ОАО РЖД сообщили "Ъ", что рассчитывают на продолжение в 2023 году положительного тренда в перевозках контейнеров: "С этой целью планируется развивать новые внешнеторговые направления перевозок, расширять географию применения технологии погрузки контейнеров в полувагоны, увеличивать количество сдвоенных поездов на лимитирующих направлениях сети железных дорог".
В FESCO обращают внимание на сдержанные прогнозы развития экономики России на 2023 год, поэтому "говорить о двузначном росте перевозок контейнеров, как это было в последние годы, не приходится", к тому же сохраняются факторы ковидных ограничений и локдаунов, инфраструктурных ограничений и резкого изменения курсов валют. По мнению FESCO, российский контейнерный рынок в 2023 году может сохраниться на уровне прошлого года или показать небольшой рост за счет эффекта низкой базы второго квартала 2022 года.
0,3 процента составил рост перевозок контейнеров в РФ в 2022 году, по данным ОАО РЖД
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Коммерсантъ | 11.01.2023 |