12-01-24 / 2024
Новости отрасли
Контейнеры растянулись на границе

Решение ОАО РЖД увеличить длину поездов может создать проблемы на переходах в Китай

ОАО РЖД решило удлинить контейнерные поезда, курсирующие на Восточном полигоне, до 71 условного вагона. Это, по мнению монополии, позволит оптимизировать использование мощности локомотивов и пропускной способности дорог. Но участники рынка говорят, что решение создаст проблемы на стыках с железными дорогами Китая и Монголии, где приняты более короткие составы, поэтому сроки перевозки могут вырасти.

Как узнал "Ъ", с 10 декабря 2023 года ОАО РЖД телеграммой ввело обязательную длину минимум в 71 условный вагон для контейнерных поездов, формируемых для Восточного полигона ("Ъ" видел телеграмму). В монополии пояснили "Ъ", что формирование контейнерных поездов стандартной для сети ОАО РЖД длины необходимо для эффективного использования инфраструктуры: "При дефиците пропускной способности Восточного полигона отправление более коротких, к тому же в целом более легковесных контейнерных поездов приведет к неполному использованию мощности локомотива, полезной длины станционных путей и к невыполнению целевых параметров пропуска грузопотока. Для сравнения: один поезд с углем, рудой или удобрениями перевозит в три раза больше груза, чем контейнерный поезд длиной 55 вагонов".

Но участники рынка говорят о проблемах, возникающих в результате на стыке с железными дорогами Китая и Монголии. В частности, речь идет о крупнейшем погранпереходе с КНР Забайкальск-Маньчжурия. С китайской стороны, поясняет собеседник "Ъ" в отрасли, приходит поезд с импортным грузом длиной 55 вагонов, и необходимость дожидаться накопления 71 вагона увеличивает транзитные сроки.

Директор РТСБ-РУС Александр Баскаков добавляет, что в декабре КНР резко сократила план по приему экспортных поездов из России. На границе уже скопилось около 80 поездов с экспортным грузом, которые "держат" вагоны, запланированные под импорт: "Сроки доставки увеличатся в среднем на 25-30%, что сказывается на привлекательности железнодорожных перевозок для клиентов".

В то же время глава "Транс Синергии" (входит в EСП) Станислав Станкевич и собеседник "Ъ" в отрасли отрицают наличие существенных ограничений со стороны Китая на погранпереходе Забайкальск- Маньчжурия. "Те объемы, которые Китай подтверждал по приему и по Забайкальску, и по Монголии, он выдерживает", - подчеркивает господин Станкевич. Источник "Ъ" при этом добавляет, что в декабре наблюдались ограничения с российской стороны, объясняющиеся необходимостью вывезти обязательные объемы экспортного угля из регионов по указу президента, аварией в Северомуйском тоннеле и морозами. По его словам, ОАО РЖД уже принимает меры по вывозу скопившихся контейнеров, в ближайшую неделю ожидается улучшение ситуации, а окончательно, по его оценке, она нормализуется ко второй половине февраля.

"В большей степени тревога касается перевозок через Монголию (Наушки-Замын-Ууд), - уточняет Станислав Станкевич, - потому что монгольские железные дороги не принимают поезда длиной 71 условный вагон, и они сразу объявили ОАО РЖД, что, если на Наушки- Сухэ-Батор будут приходить поезда длиной 71 вагон, они будут их расформировывать и везти 57 вагонов с поездной скидкой, а оставшиеся вагоны - повагонными отправками без поездной скидки и с соответствующими сроками доставки до Замын-Ууда". Но пока, признает топ-менеджер, компания не столкнулась с такими проблемами, поскольку все клиенты продолжают ехать по ранее согласованным заявкам поездами длиной 57 вагонов.

В Забайкальск, говорит господин Станкевич, большая часть поездов и так шла длиной 71 вагон, и то, что из Китая приходят поезда на 55 вагонов, проблемой не было, поскольку владеющие там терминалами операторы, например "Трансконтейнер" и "РЖД Бизнес Актив", исторически принимали три китайских поезда и формировали из них два российских с минимальным остатком. В ОАО РЖД утверждают, что ситуация на погранпереходе Забайкальск-Маньчжурия рабочая, напоминая, что перевозки через переход выросли в 2023 году на 32,2%, до 22 млн тонн, в том числе в декабре - на 32,5%, до 1,86 млн тонн.

Инициатива ОАО РЖД в целом позитивна для рынка, говорит собеседник "Ъ" в отрасли, она увеличит провозную способность и доступность локомотивных бригад. С другой стороны, он признает, что это решение может создавать проблемы на ряде погранпереходов, что "может привести к переключению части грузопотока на морские сервисы".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ12.01.2024