10-04-18 / 2018
Новости отрасли
Контейнеры просят узаконить

СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта" СОЖТ передала в Министерство транспорта РФ проект "Правил перевозок грузов универсальными и специализированными контейнерами в составе контейнерных поездов". Авторы документа считают, что именно отсутствие общей нормативной базы, посвященной этому вопросу, не позволяет вести в рамках сегмента долгосрочное планирование и заключать с контрагентами длинные контракты.

Регулирование сегмента позволит выработать гибкую налоговую политику для участников рынка. В настоящее время в связи с продолжающимся ростом объемов контейнерных грузоперевозок и ростом спроса со стороны грузоотправителей все чаще возникают ситуации, находящиеся, по сути, вне поля правового регулирования, подчеркнул заместитель генерального директора – директор по правовым вопросам и управлению имуществом ПАО "ТрансКонтейнер" Виктор Марков.

"В нашей текущей деятельности важно оперативное реагирование на пожелание клиента. К примеру, клиент предлагает нам определенные объемы грузов, а мы ждем ответа по "нитке" графика больше месяца. В такой ситуации клиент просто поменяет свою логистику и уйдет на автотранспорт. Значит, сроки рассмотрения заявок необходимо уточнить. Также участникам рынка хочется понимать, по каким правилам выдаются "нитки" графика движения поездов, какой правовой статус у оператора контейнерного поезда, какие у него права и обязанности", – подчеркнул топ-менеджер.

По оценкам экспертов СОЖТа, сегодня доля контейнерных железнодорожных перевозок составляет 2%, а объем существующего контейнеризируемого груза оценивается примерно в 40,8 млн тонн. При такой ситуации, считают в Союзе, складывается существенный риск дальнейшего перехода грузов на автомобильный транспорт.

"Среди основных положений проекта – определение условий организации и назначения контейнерного поезда, фиксация общего срока рассмотрения заявки на организацию и назначение контейнерного поезда перевозчиком, а также закрепление правил осуществления отцепки контейнеров в пути следования", – говорится в официальном сообщении Союза.

Начальник управления по взаимодействию с органами государственной власти транспортной группы FESCO Светлана Прусова отметила, что в документе фиксируется четкий срок рассмотрения таких заявок.

"Правила предусматривают возможность формирования контейнерных поездов гибкой длины, что особенно актуально на экспортно-импортных маршрутах, где наблюдается дисбаланс в объемах; кроме того, документ фиксирует конкретные шаги при осуществлении отцепки контейнеров в пути следования", – заключила Светлана Прусова.

Директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Вячеслав Петренко сообщил "Гудку", что "документ принят в работу".

Директор по взаимодействию с органами государственной власти АО "ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс" Лариса Коршунова рассказала "Гудку", что на сегодняшний день назрела необходимость закрепления в российской нормативно-правовой базе определений "контейнерный поезд" и "оператор контейнерного поезда" и всех связанных с этими определениями положений.

"Мировой тренд к увеличению контейнерных перевозок и контейнеризации перевозок грузов в целом также подтверждается итогами работы ОАО "РЖД" – по итогам 2017 года контейнерные перевозки по сети РЖД возросли на 18,9% и составили 3,89 млн TEU", – подчеркнула она.

Осутствие законодательно установленных понятий "контейнерный поезд" и "оператор контейнерного поезда" не дает возможности ставить перед соответствующими госорганами вопросы по выработке гибкой налоговой политики, учета в рамках реализации систем управления рисками (например, таможенными). В этой связи ОТЛК стала одним из инициаторов нормативного закрепления понятий и включила этот вопрос в перечень приоритетных для их решения на уровне госорганов в 2018 году. Соответствующие предложения компания направила для формирования плана работы на период 2018–2021 годов секции по логистике комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, а также в повестку работы на 2018 год президиума Делового совета Евразийского экономического союза.

"В связи с инициативой СОЖТа мы также направили в адрес замминистра транспорта Алана Лушникова письмо с просьбой организовать на площадке Минтранса обсуждение проекта Правил и данной тематики в целом с привлечением ОТЛК, а также иных ключевых игроков на рынке железнодорожных контейнерных перевозок", – заключила Лариса Коршунова.

В то же время генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов считает дополнительное регулирование рынка железнодорожных контейнерных перевозок излишним.

"У нас уже есть Гражданский кодекс РФ и Устав железнодорожного транспорта, дальнейшее регулирование сегмента бессмысленно. В целом стабильный рост рынка на протяжении нескольких лет говорит о том, что отрасль хорошо себя чувствует без дополнительного вмешательства извне. Если бы, к примеру, мы наблюдали спад в течение двух лет подряд, можно было бы говорить о какой-то системной проблеме. А в текущей ситуации лучше подумать о том, как бы не навредить", – считает эксперт.

Справка "Гудка"

В проекте Правил предлагается установить предельные сроки рассмотрения на организацию и назначение контейнерного поезда перевозчиком (владельцем инфраструктуры). При следовании контейнерного поезда в пределах одной железной дороги этот срок должен составлять не более 14 суток с момента получения заявки, при следовании контейнерного поезда по двум и более железным дорогам РЖД – не более 21 суток с момента получения заявки, при поступлении на сеть РЖД и/или сдаче с сети РЖД международных контейнерных поездов – не более 30 суток.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.04.2018