17-11-22 / 2022
Новости отрасли
Контейнеры подгоняют рублем

Минтранс предложил тарифное решение логистических проблем Дальнего Востока

Минтранс предлагает решить проблему контейнерной "пробки" в портах Дальнего Востока, запустив дополнительные контейнерные поезда вместо иных грузов и повысив тариф на перевозки контейнеров в восточном направлении. Параллельно предлагается дать скидку на вывоз контейнеров через порты Северо-Запада. Последняя идея была встречена в отрасли с недоумением, поскольку перевалка контейнеров на Балтике встала из-за санкций. По мнению собеседников "Ъ", в нынешнем виде идея повышения тарифов для контейнеров лишь увеличит доходы ОАО РЖД.

Глава Минтранса Виталий Савельев на совещании президента РФ с членами правительства 16 ноября предложил меры, которые, на его взгляд, помогут решить проблему вывоза импортных контейнеров из портов Дальнего Востока. Проблемы, по его словам, возникли из-за "ограничения морских перевозок на Северо-Западе, ковидных локдаунов в Китае и ежегодного повышения спроса перед новогодними праздниками". Министр констатировал, что контейнерные терминалы на Дальнем Востоке перегружены: на 14 ноября фактически загрузка пяти портовых контейнерных терминалов составляет 117%, загрузка шести тыловых терминалов-74%, при этом в ожидании выгрузки находятся суда с 15 тыс. TEU на борту.

Для решения проблемы Виталий Савельев предложил, во-первых, увеличить вывоз контейнеров автотранспортом. Впрочем, она сам признал, что доля автотранспорта в перевозках контейнеров на Дальнем Востоке уже составляет 9% и "это максимум для использования автотранспорта на таком большом плече". Вторая мера-увеличение количества поездов с контейнерами в полувагонах с одного до пяти в сутки. Это, по словам министра, позволит вывозить до 710 TEU в сутки, или до 21 тыс. TEU в месяц. Он подтвердил, что скидку в 20,7% на перевозку контейнеров в полувагонах планируется продлить на весь 2023 год (см. "Ъ" от 28 сентября и 31 октября). Также господин Савельев предложил увеличить количество контейнерных поездов в восточном направлении на три пары в сутки до конца текущего года "за счет снижения перевозок товаров, и в том числе угля". В результате, по его оценке, перевозки энергетического угля до конца года снизятся на 800 тыс. тонн, но их планируют довезти в 2023 году до 15 апреля.

В качестве последней меры министр предложил повысить в 2023 году тарифы на контейнерные перевозки на восточном направлении, одновременно снизив их для перевозок в порты Северо-Запада. По его мнению, это позволит стимулировать перевозки контейнеров в порты Северо-Запада. В ОАО РЖД не пояснили возможный размер данных скидок и надбавок. Предельный размер скидки, которую имеет право давать ОАО РЖД к контейнерным грузам,- 50%.

Собеседники "Ъ" в отрасли с иронией восприняли идею ввести скидку на северо-западном направлении, учитывая, что сейчас в российские порты Балтики контейнеровозы практически не заходят. Ситуация никак не поправилась с весны, когда с направления ушли все мировые контейнерные линии, а крупные европейские хабы отказались от работы с российскими контейнерами (см. "Ъ" от 12 апреля). В третьем квартале, сообщали в октябре ИПEМ и "Порт-Ньюс", объем перевалки контейнеров в портах Балтийского бассейна сократился на 85,7% год к году.

Что касается восточного направления, то ОАО РЖД уже отмечало, что экспортные перевозки через порты Дальнего Востока и завоз импортных контейнеров оттуда в Центральную Россию резко растут, и даже повышение тарифа на перевозку контейнеров на 4,75% в 2022 году не сказалось на объемах. В компании подчеркивали, что разрыв между более высокой индексацией других грузов и контейнеров в 11,2% сохраняется (см. "Ъ" от 31 октября).

Источник "Ъ" предполагает, что новое повышение тарифа для контейнеров на восточном направлении призвано увеличить доходы ОАО РЖД, однако в нынешней ситуации Восточный полигон это не разгрузит и провозную способность не увеличит.

"Увеличение тарифа при перевозке на Дальний Восток при фактическом отсутствии альтернативы не может рассматриваться как мотивационная мера,- говорит советник председателя Eвразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (EСП, объединяет крупных контейнерных операторов) Светлана Брокар.- Рост тарифов на перевозки контейнеров - это рост цен для промышленности и населения, поэтому мы не поддерживаем это предложение". Она отмечает, что если тариф будет индексирован на 10%, это будет означать рост тарифа на железнодорожные перевозки за последние 13 месяцев в размере более 31%, и это не считая повышения на 4,75% для контейнеров в 2022 году.

ЦИТАТА

При увеличении тарифа (на контейнеры.- "Ъ") условно на 10% удорожание товара (составит) не более чем на 1%, но тем самым мы можем стимулировать спрос на вывоз контейнеров на Северо-Запад - Виталий Савельев, министр транспорта, 16 ноября

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ17.11.2022