29-05-14 / 2014
Новости отрасли
Контейнеры отправят в полет

ОАО "РЖД" в рамках ПМЭФ-2014 предложило новый проект по перевозке контейнеров с помощью магнитной левитации: его планируется реализовать в порту Усть-Луга как прообраз транспорта будущего.

На первом этапе планируется разработать технические и технологические решения основных элементов транспортной системы на магнитном подвесе, а после этого участок такой системы протяженностью около 3 км намечено создать в Усть-Луге. Это стало поводом для соглашения о научно-техническом сотрудничестве, которое подписали президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и генеральный директор ГК "Росатом" Сергей Кириенко.

"Мы подписали соглашение, а работа уже идет, - прокомментировал С. Кириенко. - Здесь, в Санкт-Петербурге, в Научно-исследовательском институте электрофизической аппаратуры (ОАО "НИИЭФА" им. Д. В. Ефремова) уже создан участок на 250 м сверхпроводниковых магнитов, проект полотна будущего для скоростных поездов на магнитной подушке".

Подробности уточнил начальник Центра инновационного развития - филиала ОАО "РЖД" Александр Корчагин. Он напомнил, что перевозчик является координатором проектов транспортных систем на магнитной левитации. Холдинг инициировал исследования по магнитолевитационному транспорту, и они вскоре стали развиваться в рамках сотрудничества холдинга с Российским фондом фундаментальных исследований.

В ОАО "РЖД" настояли на том, чтобы в список тем исследований по направлению "Транспорт и космические системы", финансируемых в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.", было включено направление по созданию подобных транспортных систем. При этом холдинг стал выступать координатором соответствующей технологической платформы и поддерживать наиболее интересные проекты по конкретным тематикам исследований в сфере магнитной левитации. И теперь соглашение с "Росатомом" должно придать дополнительный импульс совместным разработкам ОАО "РЖД" с ОАО "НИИЭФА" им. Д. В. Ефремова, который является структурой концерна.

Что касается создания транспортной системы на магнитном подвесе в Усть-Луге, то, как сказал А. Корчагин, речь идет о пилотном проекте, в котором заинтересованы также и портовики. Они готовы построить магнитолевитационный участок, по которому будут передвигаться платформы с контейнерами. Правда, для старта проекта необходимо принять соответствующее правительственное распоряжение. Ведь речь идет о солидных объемах инвестиций в создание прообраза безрельсового транспорта будущего.

Конвейерный магнитолевитационный транспорт способен облегчить перемещение контейнеров между морским и сухим тыловым терминалами, пояснил руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Анатолий Зайцев.

В целом же ученые предложили ОАО "РЖД" два проекта, связанные с контейнерными перевозками грузов на принципах магнитной левитации. Первый - это контейнерный мост между крупным морским портом (Санкт-Петербург или Усть-Луга) и Москвой. Второй - конвейерная дорога между причальным комплексом и сухим тыловым терминалом.

Такая дорога не потребует обеспечения сверхскоростей. Вполне достаточно, если платформы с контейнерами смогут двигаться по нему с маршрутной скоростью до 200 км/ч. Главное, что станет возможным оперативное перемещение судовых партий контейнеров от площадки, где они будут накапливаться, до причалов. Это ускорит обработку флота.

А. Зайцев полагает, что при достаточных объемах перевозок подобный проект может быть вполне окупаемым. Кроме того, он может стать опытным полигоном для отработки технологий строительства магнитолевитационного контейнерного моста на гораздо большее расстояние.

В России есть производители компонентов для магнитной левитации, что делает проект "летающих" контейнеров в порту Усть-Луга вполне реальным, отметил генеральный директор ЗАО "СуперОкс" Сергей Самойленков. "Уверен, что в РФ у РЖД найдутся партнеры, способные выпускать сверхпроводниковые материалы", - добавил он. Эта технология обеспечивает достаточно большое расстояние подвеса между полотном и подвижным составом, что дает возможность оптимизировать затраты на стоимость создания магнитолевитационной транспортной инфраструктуры.

Что касается действующей модели подвеса, то она, по словам С. Самойленкова, будет представлена уже летом в Санкт-Петербурге - на II Международной научной конференции "Магнитолевитационные транспортные системы и технологии". Разработчики обещают наглядно продемонстрировать модель платформы весом 50 кг, подвешенную на основе принципа магнитной левитации.

Остается добавить, что в ОАО "РЖД" учитывают накопленный за рубежом опыт создания магнитолевитационных систем (трассы Transrapid в Китае и Maglev в Японии), однако не стремятся его копировать. Дело в том, что в данных системах все равно используются рельсы: они нужны для разгона состава, а дальше уже включается магнитная левитация и поезд "летит" над землей. В РФ хотят построить систему, в которой подвижной состав подвешивается в магнитном поле практически в начале движения. И здесь уже рельсы поезду не нужны. Таким образом, речь идет о принципиально новом типе транспортировки - безрельсовой дороге, что существенно сэкономит издержки при ее эксплуатации.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру29.05.2014