13-03-24 / 2024
Новости отрасли
Контейнеры: новые грани в «теусах» и тоннах

Погрузка в контейнерах в 2023 году выросла. Но при этом произошли подвижки в структуре перевозок на РЖД. В 2024 году, как полагают эксперты, позитивная динамика сохранится, но темпы прироста могут замедлиться.

Взлеты и падения: куда и что везем Погрузка грузов в контейнерах на РЖД в 2023 году увеличилась до 50,7 млн т, что на 12,8% больше, чем в 2022 году. Если же учитывать данные перевозок в пересчете на количество контейнеров в груженом состоянии, то тогда, по данным ОАО "РЖД", транспортировки превысили 5,4 млн TEU (+16,7%). Разница в статистике между погрузкой и перевозками в "теусах" в данном случае образовалась из-за того, что в контейнерах стали больше возить воздуха – иными словами, партии грузов в стальной таре стали легче. Тут свою роль сыграли два фактора: первый – в перевозки на РЖД включается транзит и импорт. А импорт – это, как правило, товары народного потребления, у которых больше объем, но меньше масса. Второй фактор: на железных дорогах стали строже относиться к предельной массе принимаемых на сеть контейнеров. Уточним, что в РФ традиционно значительная часть отправок номенклатур в контейнерах – тяжелые грузы (машины, станки, двигатели, метизы, лесоматериалы, черные металлы, минудобрения). Доля относительно легких грузов – как по экспорту, так и внутри РФ – меньше, чем тяжелых. Например, относительно легкие рефконтейнеры составляют менее 2% в общей структуре контейнерных перевозок (по подсчетам АСОРПС). Но доля подобных номенклатур увеличивается.

По месяцам за год динамика погрузки складывалась неравномерной. Были заметны взлеты и падения. Три всплеска активности выпали на апрель (+22% к аналогичному периоду 2022 года), сентябрь (+19%) и декабрь (+17,5%). Все они совпадали с увеличенными отправками контейнеров на экспорт.

Соответственно, и спад динамики в январе 2023-го был в значительной мере продиктован сокращением поставок из РФ за рубеж.

Погрузка на внутренних маршрутах в течение 2023 года оставалась стабильной. Экспортная погрузка составила больше половины от всего объема отправок грузов в контейнерах, и ее динамика оказалась практически пропорциональной динамике общей погрузки: +13,1% к 2022 году. Транзит снизился из-за барьеров на пути в страны ЕС. Дружественные страны, правда, обеспечили некоторую компенсацию объемов. (Например, добавку в объемах транспортировок привнес транзит белорусских минудобрений в контейнерах: его объемы в 2023 году по маршрутам через Красное – Озинки, Канисай, Наушки, Забайкальск, Гродеково увеличились в 2,4 раза.) Однако статистику перевозок в "теусах" на РЖД все-таки улучшил преимущественно импорт. Данный тренд сохранился и в 2024 году. Да и структура внешнеторговых потоков в 2023-м в основных чертах повторила прошлогоднюю. Драйверами перевозок в 2023 году стали зерно, продукты перемола, автомобили и комплектующие, минудобрения (рост в 2,2-2,6 раза к 2022-му). Наиболее массовой номенклатурой перевозок остались химикаты и сода. В ОАО "РЖД" особо отметили увеличение доли лесоматериалов в контейнерах, которые в общем объеме перевозок лесных грузов в 2023 году достигли 2,8%. В свою очередь, опрошенные операторы указали на прибавку отправок продукции агропрома из РФ в Китай, а также на возобновление с мая 2023-го перевалки автомобилей в контейнерах в Санкт-Петербурге. Отрицательную динамику среди якорных номенклатур показали, в частности, руда цветных металлов, серное сырье, рыба, бумага и промтовары.

Трансформация логистики, как известно, в 2022 году привела к смещению акцентов с северо-запада на восток и юг. Особенностью 2023-го стало постепенное восстановление перевалки контейнеров в морских портах РФ на Балтике. Впрочем, счет шел к низкой базе, поэтому темпы роста в конце года здесь превысили двукратный уровень. Поэтому перевозки на Балтике пока лишь стали приближаться к отметке марта 2022го, когда с российского рынка ушел тоннаж многих международных линий, контролируемых морскими операторами стран коллективного Запада. На РЖД в сторону российских терминалов на Балтике нынешний прирост не столь заметен, как у стивидоров, поскольку значительные объемы здесь подвозились автотранспортом.

Отмечена солидная прибавка в перевалке контейнеров на морских терминалах юга. А пропускная способность Восточного полигона уже в I полугодии прошлого года достигла максимума. Доля перевалки контейнеров с РЖД на морских терминалах ДФО, по данным железнодорожных операторов, составила 52,8% от общего оборота на сети (в среднем 215 тыс. TEU в месяц). Правда, под конец 2023 года здесь был отмечен спад темпов прироста – в декабре он составил всего +1,3% к аналогичному месяцу 2022-го. Да и скорость движения фитинговых платформ на восток снизилась до 1,73 сут. (-1,9% к 2023 году). И в 2024-м указанный тренд пока скомпенсировать не удалось.

Сложности с II полугодия на РЖД на востоке возникли и с доставками экспорта через сухопутные погранпереходы. В частности, через Казахстан.

При этом в 2023 году импорт через дальневосточные порты, по оценке "ТрансКонтейнера", существенно превышал экспорт. Из-за этого были (да и остаются по сей день) сложности с возвратом контейнеров и подачей порожнего парка под погрузку через Восточный полигон.

Надежды на улучшение оборота контейнеров на востоке клиенты возлагали на проекты, связанные с укреплением инфраструктуры. Однако они принесут эффект в перспективе. В частности, в дополнение к действующим хабам на трех станциях ДВЖД с III квартала 2023 года строят дополнительный терминал на станции Угловая мощностью в 200 тыс. TEU. Но срок окончания строительства – IV квартал 2026-го. В 2023 году на дороге также приступили к строительным работам по модернизации терминалов Находка и Уссурийск.

Новое – хорошо забытое старое 2023 год отличался разнообразием технологий в перевозках контейнеров. На востоке действовали МТУ, позволяющие грузить их в полувагоны. Операторы по-разному оценили предоставленную возможность. На ДВЖД опытные перевозки начались осенью 2022-го. Точнее, были восстановлены, поскольку ранее такой способ погрузки запретили по соображениям безопасности. Считалось, что это приводит к опасным перегрузкам полувагонов: у них другая конструкция по сравнению с фитинговыми платформами. Теперь же на востоке значительную долю составляют новые полувагоны – с укрепленной хребтовой балкой. Так что с этой точки зрения проблем нет.

В апреле 2023 года появились сервисы по доставке контейнеров в Москву с перевалкой их в пути из полувагонов на фитинговые платформы на станциях в зоне ВСЖД, ЗСЖД и ЮУЖД. В июне 2023-го был установлен суточный рекорд – отправлено 594 полувагона с контейнерами (1188 TEU) в составе десяти поездов. Технология перевозок в полувагонах, как отметили на ДВЖД, позволила исключить порожний пробег полувагонов после выгрузки из них угля и увеличила вывоз контейнеров из портов Дальнего Востока. Председатель комитета инвестпрограмм развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП Дмитрий Морозов отметил, что подобная технология ускорила освобождение портовых площадок от накопившихся контейнеров. И это несмотря на то, что в полувагоны контейнеры дольше грузить, чем на фитинговые платформы. Добавим: обновленные МТУ позволяют ускорить погрузку за счет применения современных материалов для крепления контейнеров в полувагонах.

Однако клиенты в данном случае несут дополнительные расходы: вопервых, тратятся на крепления, вовторых, оплачивают перегрузку контейнеров на фитинговые платформы. Это снижало экономию от тарифа. На востоке железнодорожники избавляются от потерь, связанных с подачей порожних платформ под погрузку импорта в контейнерах. Отправители в итоге сталкиваются еще и с промежуточными простоями (до 10-15 суток) в ожидании подсыла фитинговых платформ.

В 2023 году на сети использовались и некоторые другие новинки – судя по технологиям, закрепленным в МТУ. Например, стали обыденными перевозки навалочных грузов в контейнерах с открытым верхом, а также рулонов стали на выдвижных рамах-вкладышах в обычных контейнерах. Набрали обороты перевозки минудобрений в биг-бэгах. В последнем случае стимулом стала затарка биг-бэгов в контейнеры с использованием специального оборудования, уточнил начальник отдела проектов по контейнеризации грузов АО "РЖД Бизнес Актив" Борислав Щербаков. Дополнительные объемы минудобрений удалось отправить через погранпункты Забайкальск, Достык, Михайло, Семеновское, Замын, Ууд, Гродеково благодаря организации сквозных маршрутов на бондовые станции в Китае (с возможностью быстрой перевалки в иной подвижной состав). В АСОП, в свою очередь, отметили резкий рост контейнеризации минудобрений в 2023 году на фоне дефицита мощностей специализированных морских терминалов. Ведь в данном случае минудобрения можно переваливать через контейнерные терминалы Санкт-Петербурга и Усть-Луги.

Увеличились перевозки навалочных грузов в контейнерах с мягкими вкладышами – крафт-лайнерами. Хорошие перспективы у транспортировок наливных неопасных грузов с использованием флекситанков. В частности, в компании "Европак" сообщили, что в 2023 году ею было перевезено более 1,2 млн т. При этом перевозки наливных грузов во флекситанках составили 1,1 млн т, что не менее чем на 40% больше, чем в 2022 году. Доставки сухих грузов увеличились на 145 тыс. т (+70%). Основными направлениями перевозок были названы Китай, Турция, ОАЭ, ряд африканских и ближневосточных стран.

При этом пользовались популярностью и перевозки наливных грузов в танк-контейнерах в 2023 году, но по ряду объективных причин они оказались на спаде – несмотря на то, что по отдельным номенклатурам был достигнут плюс за счет внутренних перевозок. Скажем, нефтегрузов отправили 90,4 тыс. т (+11,1%).

Среди заметных событий года – перевозка тестовой партии в среднетоннажных контейнерах на 5 и 10 т из Московского региона на Дальний Восток. Ранее, напомним, от использования подобной тары на РЖД отказались, посчитав, что ее могли заменить перевозки в почтовых (багажных) вагонах, а также – группажом в обычных контейнерах и крытых вагонах. Появление МТУ для пяти- и десятитонников выглядело как реанимация на новом этапе хорошо забытого старого – прежде всего в интересах малого бизнеса. Кстати сказать: заместитель начальника (по коммерческим вопросам) Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" Андрей Зыбкин напомнил, что у дирекции более 6,5 тыс. клиентов, из которых около 5,2 тыс. – предприятия малого и среднего бизнеса и более 1 тыс. физлиц.

В ЦФТО в 2023 году также обсуждали идею перевозить контейнеры в два яруса. Теоретически это возможно для обслуживания ряда внешнеторговых грузопотоков, когда вес контейнера не позволяет полностью использовать грузоподъемность фитинговых платформ с нагрузкой на ось 25 тс. Однако пока подобные предложения вызывают сомнения у экспертов. Скажем, такие перевозки возможны только на тепловозной тяге. На электрифицированных участках придется предусмотреть возможность временного отклонения контактной сети в сторону, иначе состав не пройдет в габарит. Подобный проект имеется. Но есть еще вопрос обеспечения безопасности. Скажем, на некоторых участках сети ветер бывает такой силы, что появляются риски смещения контейнеров с фитингов. Парусность же двухъ ярусного расположения вызывает дополнительные вопросы.

Какие еще технологии могут улучшить перевозки в контейнерах на сети? Опросы клиентов по этому поводу показали, что прежде всего необходимо укреплять инфраструктуру на востоке, а отправки контейнеров в полувагонах – мера вынужденная при дефиците инфраструктуры. Кроме того, клиенты ждут предложения новых сервисов, позволяющих ускорить перевозки в контейнерах, и развития цифровизации услуг. Новым акцентом 2023 года стало пожелание укреплять инфраструктуру не только на востоке и юге, но и на северо-западе. Все это актуально и сейчас. Сеть едет медленно – несмотря на снижение объемов погрузки. цитата "Вывод из эксплуатации среднетоннажных контейнеров оказал негативное влияние на малые и средние предприятия. Транспортные расходы грузоотправителей увеличились более чем на 50%. Тенденция сектора малого бизнеса в России "грузить готовую продукцию меньшим объемом, но чаще" демонстрирует отказ от привычных для межконтинентальной торговли 40-футовых контейнеров".

Михаил Мехедов, заместитель генерального директора – директор научного центра "Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения" АО "ВНИИЖТ" "Тренд на увеличение контейнеризации есть, и можно уверенно сказать: мы должны сосредоточить свое внимание именно на этом высокотехнологичном элементе перевозок, так как контейнерные перевозки будут расти".

Геннадий Бессонов, генеральный секретарь Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам По месяцам за год динамика погрузки складывалась неравномерной. Были заметны взлеты и падения. Два всплеска активности выпали на апрель (+22% к аналогичному периоду 2022 года) и сентябрь (+19%). Оба совпадали с увеличенными отправками контейнеров на экспорт

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер13.03.2024