09-06-22 / 2022
Новости отрасли
Контейнеры как способ экономии: мало, дорого и непрямая логистика

Спрос на железнодорожные контейнеры не остановит свой рост, заявляет Егор Тарасов, основатель логистической компании "РОКОТТ Транс". В защиту своего довода эксперт приводит статистику транспортировки грузов в восточном направлении: если сравнивать контейнеры с фурами, то грузоперевозка в первых обходится раза в три дешевле, чем во вторых. Однако число самих контейнеров стремительно сокращается. Сколько контейнеров в граммах Сколько всего в России контейнеров доподлинно не известно: данные о наличии емкостей у экспертов разнятся. В начале февраля в России эксплуатировались порядка 750-800 тыс. TEU. Сейчас со слов Егора Тарасова, основателя логистической компании РОКОТТ Транс участникам рынка доступны 70 тыс. контейнеров. Ведь только уход Maersk лишил рынок около 33% всего контейнерного парка. "Но рано или поздно они потребуют их обратно, и скорее всего, уже к концу текущего года", - добавляет эксперт. Совокупная мощность всех заводов в России по производству контейнеров перекрыть потребности рынка вряд ли сможет. Российские производители перекрывают запрос лишь на 10 тыс. контейнеров в год. "Это даже близко не сопоставимо с Китаем, который производит десятки тысяч. Россия в вопросе выпуска контейнеров еще не скоро сможет догнать по скорости и стоимости китайские заводы", - говорит эксперт. Но иностранные производители продают контейнеры за валюту. А российские производители контейнеров продают, конечно, за национальную валюту, но производить контейнеры в необходимых рынку объемах не могут, так как "бюджеты не позволяют выйти на требуемые рынком показатели", признается собеседник РЖД-Партнера. Поэтому производители ждут господдержки в виде субсидий. Переговоры с государством не вошли в острую фазу, так как несмотря на заявления о нехватке контейнерного парка, никто пока не готов говорить об остром дефиците. История ухода Впервые ощутимый дефицит контейнерного парка возник в 2014 году, тогда курс национальной валюты изменился по отношению к доллару, вспоминает Е. Тарасов. Тогда импортеры из-за разницы валют поставки контейнеров в Россию приостановили. Но до тех пора, пока стоимость "ящиков" и грузоперевозок не пересчитали по новому курсу. Потом поставки восстановили. Со следующим глобальным транспортным кризисом из-за дефицита емкостей рынок столкнулся в начале 2021 года, тогда выросла и стоимость контейнера и стоимость его перевозки, в среднем, на 300%. А сегодня спрос на контейнеры сокращается, заявляет эксперт. "Покупательная способность снижается. Впрочем и российские производители снизили выпуск товаров, да и реже заказывают сырье и комплектующие", - говорит Егор Тарасов. В апреле, впервые за последние два года, рынок контейнерных перевозок показал снижение объемов более чем на 26%, если сравнивать показатель с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты данную динамику связывают с сокращением импорта. При этом надежды на восстановление рынка есть, так как внутрироссийские перевозки остаются на уровне прошлого года. Однако договоры, по которым осуществляется доставка, заключены в прошлом году, а новых почти нет. И даже их исполнять все сложнее – растет стоимость логистики, увеличиваются и сроки доставки. Меняется также доля автомобильного и железнодорожного транспорта в грузоперевозках. "Все контейнерные операторы говорят о том, что будет продолжаться работа над созданием поездных сервисов по поиску новых возможных направлений для грузоперевозок", - подчеркивает Егор Тарасов. На мой взгляд, внутрироссийский рынок контейнерных перевозок будет постепенно наращивать обороты, добавляет он. Ведь товары на Дальний Восток доставляют только в контейнерах. Если фурами, то это может быть раза в три дороже.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер09.06.2022