12-04-23 / 2023
Новости отрасли
Контейнеровозы вписались в коридор

Экономика. Для обслуживания транспортного коридора "Север - Юг" ОСК планирует построить 25 контейнеровозов

В ОСК обнародовали планы по постройке судов для проекта "Север - Юг"

Для коридора "Север - Юг", который власти считают альтернативой Суэцкому каналу, надо не менее 45 судов стоимостью 78 млрд руб., подсчитали в ОСК. На развитие самого маршрута потребуется более 3 трлн руб., а также рост транзита.

Для обслуживания и организации бесперебойной работы международного транспортного коридора "Север - Юг" требуется не менее 45 судов-контейнеровозов размерности "Волго-Дон Макс", сказал РБК заместитель гендиректора по развитию рынков гражданского судостроения Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Давид Адамия. Но пока планируется построить вдвое меньше, или 25 судов, уточнил он.

В мае 2022 года глава Минтранса Виталий Савельев заявлял, что власти рассматривают "Север - Юг" как способ решить логистические проблемы, возникшие из-за западных санкций. Частью этого маршрута станут прикаспийские порты Астрахань на Волге, Оля на Волго-Каспийском канале и Махачкала в Каспийском море. По словам Адамия, из-за дефицита железнодорожных и автомобильных паромов на Каспии ОСК прорабатывает варианты строительства этих судов.

В конце 2022 года Южный центр судостроения и судоремонта (ЮЦСС; входит ОСК) заключил контракт на строительство и поставку в 2025 году четырех таких судов. Цена одного контейнеровоза составляет 1,74 млрд руб., следует из распоряжения правительства. То есть при такой текущей расчетной стоимости суммарное строительство всего флота из 45 судов может превысить 78,3 млрд руб.

Помимо 25 контейнеровозов у корпорации также есть заявка на десять сухогрузов, пять танкеров-химовозов, а в случае льготного финансирования (лизинга) - заявки от судовладельцев с Каспия еще минимум на 90 разных судов, то есть предварительный портфель заказов для коридора "Север - Юг" составляет 130 судов.

Кто получит новые контейнеровозы

Заказчиком четырех контейнеровозов стала одна из российских судоходных компаний. Эксплуатацией таких судов также будет заниматься судоходная компания, входящая в ОСК, не исключает Адамия. "Работа такой компании полностью отвечает поручению президента о наращивании выручки и диверсификации производства корпорации, в первую очередь за счет гражданской продукции и услуг, есть соответствующее поручение совета директоров ОСК - развивать судоходное направление", - пояснил топ-менеджер.

По оценке Центра стратегических разработок (ЦСР), сейчас в Каспийском море (транскаспийская часть коридора "Север - Юг") работает порядка 600 судов, из них 250 российских. Почти у половины российский судов(около 125) предельный срок эксплуатации наступит к 2035 году, говорит Бегляр Новрузов, руководитель направления "Экономика инфраструктурных отраслей" ЦСР. По его словам, для развития коридора "Север - Юг" уже к 2025 году потребуется постройка не менее 20 судов для перевозки сухих грузов (и контейнеров) и десять судов для перевозки наливных грузов. Суммарно же к 2035 году нужно построить не менее 49 сухогрузов и 23 танкеров. "Это минимальное количество, поэтому в случае оптимистического варианта развития перевозок грузов в рамках коридора "Север - Юг" потребуется построить к 2035 году флот в размере 70 сухогрузов и 30 танкеров", - сказал эксперт. Он оценил стоимость строительства такого флота в 150-250 млрд руб.

Инвестиции в несколько десятков судов смешанного плавания выглядят оправданными, особенно учитывая тот факт, что они смогут обслуживать и внутренние воды, а также работать в Азово-Черноморском бассейне, добавляет старший директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Игорь Смирнов.

Почему властям важен "Север - Юг"

Индия, Россия и Иран подписали соглашение о создании транспортного коридора "Север - Юг" еще в 2000 году, позже к ним присоединились десять стран, включая Азербайджан, Армению и Казахстан. Общая протяженность маршрута составит около 7,2 тыс. км. Проект получил дополнительную актуальность в прошлом году на фоне западных санкций, когда у Москвы возникли проблемы с перевозкой импортных и экспортных товаров из-за западных санкций.

По данным Eвразийского банка развития (EАБР), для развития инфраструктуры коридора необходимо реализовать около сотни проектов на общую сумму $38,2 млрд. Из них портфель реализуемых и запланированных проектов в России составлял $12,87 млрд (по состоянию на осень 2022 года). При этом значимость маршрута "Север - Юг" связана не с санкциями, речь идет в целом о глобальных сдвигах на мировых рынках и смещении центров экономической активности в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива, отмечал первый вице-премьер Андрей Белоусов. "Сегодня исторически сложившаяся транспортная инфраструктура и России, и других стран, которая формировалась прежде всего по принципу параллели и горизонта Восток - Запад, перестает отвечать глобальным тенденциям и тем реалиям, с которыми мы сегодня столкнулись", - пояснял он.

В секретариате Белоусова сообщили РБК, что для развития транспортного коридора "Север - Юг" в первую очередь необходимо создать инфраструктуру, способную перевозить существенные объемы грузов с минимумом перевалок, в том числе в соседних с Россией странах.

В текущих условиях коридор "Север - Юг" может стать хорошей альтернативой маршруту через Суэцкий канал для грузооборота между Россией и Индией, а также странами Ближнего Востока и Восточной Африки, отмечает Роман Тиняев, директор практики "машиностроение и транспорт" Strategy Partners. Но максимальный прогнозный объем перевалки по коридору "Север - Юг" (с учетом одного морского - транскаспийского и двух сухопутных - западного и восточного маршрутов) к 2030 году составляет 35 млн т, замечает Новрузов. Поэтому для составления реальной конкуренции Суэцкому каналу (в 2022-м через него прошло около 1,4 млрд т груза) ему пока не хватает транзитного потенциала, при этом стоимостная составляющая перевозок уже вполне конкурентоспособна(в текущих ценах фрахта), указывает он. "В любом случае формирование альтернативы Суэцкому каналу целиком в стратегических интересах России, что является основанием для долгосрочного прогнозирования в рамках десятилетий", - сказал эксперт.

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и Минпромторга.

***

$38,2 млрд составляет общая сумма, необходимая для развития инфраструктуры транспортного коридора "Север - Юг", по данным Eвразийского банка развития

***

?1.74 млрд составляет цена одного контейнеровоза, следует из распоряжения российского правительства

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ежедневная деловая газета РБК12.04.2023