21-05-15 / 2015
Новости отрасли
Контейнерооборот портов РФ к 2020 г может удвоиться - Ассоциация морторгпортов

Контейнерооборот портов РФ к 2020 году может вырасти в 2 раза, до 10,68 млн TEU с 5,28 млн TEU в 2014 году, сообщил исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов РФ, руководитель АО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад" Серик Жусупов в ходе VII международной конференции "Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург" в четверг.

С.Жусупов отметил, что ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах РФ вследствие кризиса и санкций в начале 2015 года в наибольшей степени затронуло именно контейнерную перевалку. Так, снижение обработки контейнеров портами РФ в первом квартале 2015 года, по данным С.Жусупова, составило 23%.

При этом порты Балтийского бассейна, обрабатывающие около половины всех морских контейнеров в РФ, снизили контейнерооборот в январе-марте на 32%. Снижение перевалки контейнеров Большим портом Санкт-Петербург в первом квартале текущего года составило 28%.

Возможную стабилизацию обработки контейнеров в обозримой перспективе С.Жусупов связывает с увеличением экспорта грузов, которые ранее транспортировались иными способами, в частности, химической продукции и металлолома.

В свою очередь директор по развитию российских терминалов Global Ports Татьяна Седухова заявила, что у России есть большой потенциал увеличения портового контейнерооборота, обусловленный существенным отставанием страны по уровню контейнеризации. Так, согласно приведенным Т.Седуховой данным, в РФ обрабатывается 42 TEU на 1 тыс. человек в год, в то же время этот показатель в среднем по миру составляет 90 TEU, в США - 134 TEU, в Европе - 135 TEU.

При этом, по ее словам, группа Global Ports также рассчитывает, что в ближайшие два года контейнерооборот портов РФ стабилизируется.

"Мы очень надеемся, что в ближайшие 2 года наступит стабилизация (объемов грузооборота контейнеров в портах РФ - ИФ), после которой, безусловно, мы ожидаем рост", - сказала Т.Седухова "Интерфаксу".

Она отказалась спрогнозировать контейнерооборот Global Ports в 2015 году. "Мы зависим от монетарной политики, от неблагоприятной геополитической ситуации, слишком много субъективных факторов. Никто не ждал столь глубокого падения (как в начале 2015 года - ИФ)", - пояснила Т.Седухова.

Комментируя возможное изменение рыночных долей портовых контейнерных операторов из-за снижения объемов перевалки и обострения конкуренции, директор по развитию российских терминалов Global Ports отметила, что в настоящее время все участники рынка "чувствуют себя примерно одинаково".

При этом серьезное влияние на конфигурацию контейнерного рынка окажет, по мнению Т.Седуховой, запуск петербургского порта "Бронка" осенью 2015 года. "Это существенный игрок, который появится на рынке, мы все этого ждем, потому что это изменит распределение сил. Не почувствовать появления "Бронки" не сможет никто", - сказала она.

"Хотелось бы, чтобы это не было перетекание потоков с терминала на терминал, а посредством здоровой конкуренции мы прирастали бы в целом", - добавила Т.Седухова.

Как сообщалось, перевалка контейнеров в российских морских портах в 2014 году составила 5,28 млн TEU, что на 1,3% меньше, чем годом ранее. Количество груженых контейнеров в 2014 году выросло на 3,1%, до 3,61 млн TEU, порожних, напротив, упало на 9,7%, до 1,67 млн TEU.

В экспортном направлении было перегружено 2,3 млн TEU (+0,2%), в импортном - 2,3 млн TEU (-2,7%), транзитном - 0,1 млн TEU (+6,6%), в каботаже - 0,6 млн TEU (-3%).

Global Ports - один из крупнейших операторов контейнерных терминалов в РФ. Активы группы расположены на Балтике и Дальнем Востоке. Компания управляет пятью терминалами в России и двумя в Финляндии.

Все четыре оператора группы Global Ports, входящие в топ-10 российских контейнерных стивидоров, показали сокращение перевалки по итогам I квартала 2015 года. Так, ЗАО "Первый контейнерный терминал" снизило перевалку до 163,98 тыс. TEU (-32,6%), ОАО "Петролеспорт" - до 114,90 тыс. TEU (-33,4%), ООО "Восточная стивидорная компания" - до 99,68 тыс. TEU (-15,5%), ООО "Моби Дик" - до 39,68 тыс. TEU (-31,5%).

Основными акционерами Global Ports являются Transportation Investments Holding Ltd (структура группы "Н-Транс", владеет 30,75%) и APM Terminals B.V. (30,75%). 20,5% акций Global Ports принадлежат акционерам в форме GDR, имеющих листинг на Лондонской фондовой бирже. Ilibrinio Establishment Ltd и Polozio Enterprises Ltd (бывшие владельцы "Национальной контейнерной компании") владеют по 9% в акционерном капитале Global Ports.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.05.2015