31-01-22 / 2022
Новости отрасли
Контейнерное удвоение

В прошлом году перевозки контейнеров по сети РЖД превысили 6,5 млн. TEU. А за последние 5 лет объемы удвоились. Такой рост обусловлен восстановлением спроса в Европе на товары из Китая (и обратным процессом) и развитием сервисов. В 2022 году эксперты и участники рынка прогнозируют преодоление планки в 7 млн. TEU, хотя инфраструктурные ограничения и дефицит мощностей для обработки все еще тормозят развитие этого сектора.

Проблемы на фоне роста 2021 год в России характеризовался менее затяжным локдауном, нежели 2020-й. Отечественная экономика начала постепенно восстанавливаться, что, в свою очередь, способствовало росту объемов импортных перевозок. "2021 год можно охарактеризовать переориентацией старых цепочек поставок на новые маршруты. В частности, если рассматривать транзитные и импортные потоки, то в 2021 году была замечена тенденция перехода от классической поставки через deep sea к сухим погранпереходам и портам Дальнего Востока (от 400 до 500 тыс. TEU). В свою очередь, это повлекло дополнительную загрузку железнодорожной и портовой инфраструктуры", – говорит коммерческий директор дирекции контейнерных перевозок АО "Евросиб СПб – ТС" Николай Никитин.

Взрывному росту контейнерных перевозок по сети железных дорог в 2021 году способствовало изменение потребительских и производственных циклов, а также регламентов работы транспортных предприятий в рамках регулярных цепочек поставок ввиду ограничений из-за коронавируса. Возникшие дисбалансы поменяли логистические цепочки. Если раньше ключевой мантрой клиента была "оптимизация", то теперь это "надежная диверсификация".

Как результат такой трансформации общий объем перевозок в прошлом году по сети РЖД во всех видах сообщения составил более 6,5 млн груженых и порожних контейнеров, что на 12,1% больше, чем годом ранее. Во внутреннем сообщении рост составил 6,4%, в экспортном – 7,8%, импортном -13,6%, транзитном – 34,4%. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на 16,6% и превысило 4,6 млн TEU (перевезено более 64,6 млн т грузов, +14,9%).

Грузоотправители высоко оценили в 2021 году плюсы контейнерных перевозок, при которых значительно упрощается погрузка, перевалка на пограничных станциях и в портах и, как следствие, сокращаются сроки доставки и транспортные издержки грузоотправителей.

Выявил 2021 год и проблемные области: существенный рост ставок и сроков доставки контейнеров из КНР, а также рост ставок и увеличение сроков отгрузки контейнеров на сеть РЖД из портов Дальнего Востока.

"Значительное влияние на рост объемов контейнерных перевозок по сети железных дорог в 2021 году оказал перевод грузопотоков с deep sea и, как следствие, перестройка глобальных логистических цепочек. Сложности с автомобильным грузовым сообщением между Россией и Китаем – это еще один фактор, способствующий росту объемов контейнерных перевозок. Отложенный спрос в Европе и, как следствие, существенное увеличение транзита в Европу и обратно также привели к увеличению объемов перевозок", – комментирует руководитель департамента мультимодальных перевозок международной транспортнологистической компании "Траско" Денис Моисеев.

Важнейшим фактором, который способствовал активному росту контейнерных перевозок по сети в 2021 году, оказалась еще и цена, а точнее – разница между ставками морского фрахта и сухо путными тарифами. Опережающему росту ставок на морские перевозки способствовал дефицит контейнеровозов и самих контейнеров, что на фоне восстановления в Европе спроса на товары из Китая (и обратно) увеличило не только стоимость логистики, но и сроки отправки.

"Определенную, в основном имиджевую, роль сыграла ситуация с пробкой в Суэцком канале, хотя решающего влияния на общую тенденцию она не оказала", – рассуждает директор практики по работе с транспортными предприятиями КПМГ Вячеслав Михайлов.

Если морские перевозчики в 2022 году скорректируют свои ставки вниз по мере компенсации убытков 2020-го, то можно будет наблюдать отток контейнеров обратно на море – при условии расшивки узких мест в портах перевалки и возврата на линии простаивающих контейнеро возов.

Ценный прирост В 2021 году продолжился рост отправок во всех видах сообщения. На сети РЖД был поставлен рекорд: за всю историю российских железных дорог была осуществлена перевозка 1 млн транзитных контейнеров.

Рост отправок во внутреннем сообщении и на экспорт прежде всего связан с перетоком грузовой базы в контейнеры с других типов подвижного состава в связи с тем, что грузоотправители постоянно стремятся оптимизировать свою логистику и минимизировать транспортные расходы. "Оптимизация расходов связана с более выгодными условиями тарификации ряда грузов при перевозке в контейнерах (тарификация грузов по второму тарифному классу), а также возможностью оперативной перевалки грузов в контейнерах из вагона в вагон при проследовании через погранпереходы и соблюдении антиковидных ограничений", – говорит заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта, руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник.

В целом в прошлом году выросла перевозка химикатов и соды (+7,3%), лесных грузов (+10,9%), метизов (+28%), машин, станков, двигателей (+27,1%), бумаги (+1,2%), автомобилей и комплектующих (+10,7%), удобрений (+27,7%), черных металлов (+20,7%), цветных металлов (+3,8%), строительных грузов (+18%), цветной руды и серного сырья (в 1,4 раза), рыбы (+31,6%), зерна (в 2,2 раза), картофеля, овощей и фруктов (в 1,6 раза), остальных продовольственных товаров (+19,1%). Но вместе с тем снизилась перевозка продуктов перемола (-1%), нефти и нефтепродуктов (-10,9%), металлоконструкций (-5,6%).

Напомним, что с 2018 года действует поручение президента РФ о четырехкратном увеличении контейнеропотока к 2024-му. И большинство магистралей (но не все, например, Горьковская закончила 2021 г. с отрицательной динамикой) активно реализуют эту задачу. Так, на Приволжской железной дороге перевозки выросли почти в 1,5 раза, Калининградской – более чем в 1,7 раза, Куйбышевской – почти на треть, ЮжноУральской – на 18,8%, Московской – на 24,3%. Стоит отметить, что за последние 5 лет на многих дорогах также наблюдается рост в 2-3 раза. Однако на некоторых магистралях снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов, в том числе на Свердловской, Куйбышевской, Приволжской, Горьковской и Октябрьской.

"Контейнеропоток увеличивается из года в год. Если раньше в контейнерах мы везли преимущественно пиломатериалы, то сейчас это уже и цветная руда, и зерно, впервые в этом году осуществили перевозку рапсового масла. Также провели пробные отправки угля в специализированных контейнерах открытого типа Open Top", – рассказывает начальник Красноярской магистрали Алексей Туманин.

Он подчеркивает, что для развития контейнерных перевозок необходимо сделать их доступными в плане инфраструктуры, чтобы грузовладельцу было удобно осуществлять погрузку и отправку, чтобы все было в шаговой доступности. С этой целью уже не первый год идет планомерная работа по открытию на железнодорожных станциях специализированных площадок для грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами. Также востребован сервис доставки продукции ускоренными контейнерными поездами по согласованному расписанию.

Сами участники рынка в контейнерном сегменте видят высокий прирост в транспортировке автомобилей и автомобильных запчастей, химической продукции в контейнерах, нефтехимии. Из нового номенклатурного ряда – появились грузы маркетплейсов и e-commerce, которые ранее более осторожно относились к железнодорожной логистике, в особенности на коротких плечах.

В компании "Траско", например, в 2021 году наблюдали прирост среди перевозимых товаров народного потребления, технологического оборудования для машиностроения, продукции металлургии, автомобилестроения, коммунального хозяйства, а также товаров медицинского назначения и различного сырья.

За новые объемы приходится платить По прогнозам экспертов и логистов, в 2022 году рост контейнерных перевозок сохранится, что обусловлено, с одной стороны, дисбалансом в глобальных цепочках поставок, а с другой – активным развитием железнодорожной логистики.

Но по-прежнему основными проблемами для рынка контейнерных перевозок остаются ограничения инфраструктуры и дефицит мощностей для обработки контейнерных грузов, особенно на трансграничных переходах. Быстрого лекарства для решения этой проблемы нет, хотя участники рынка наблюдают усиление активности инвесторов в данном направлении: на многих дорогах качественные активы перераспределяются в пользу крупных игроков (таких как "Дело" и FESCO), появляются проекты по строительству дополнительной инфраструктуры (например, СП "Почты России" и ВТБ). "Это мало будет способствовать повышению здоровой конкуренции, но данная концентрация активов и ресурсов сможет ускорить расшивку узких мест и повысить объемы перевозок", – поясняет В. Михайлов.

Н. Никитин видит решение в превентивном развитии инфраструктуры портов, припортовых станций, погранпереходов, возможно, в формировании госпрограммы, поддерживающей развитие бизнеса, инвестирующего в строительство и управление терминалами на опорных стыках, бизнеса, развивающего международные цепочки поставок с российским базисом перевозок.

В целом минувший год принес немало новых сложностей в сферу международных контейнерных перевозок. Это и уже упомянутый существенный рост ставок морского фрахта по многим направлениям перевозок, и рост стоимости железнодорожных перевозок из портов Дальнего Востока и Китая, и проблемы в портах США. Сегодня наблюдаются сложности с отправками контейнеров из всех стран Юго-Восточной Азии, значительные затруднения в портах Дальнего Востока России. Другими словами, ситуация в отрасли непростая.

При перевозках через порты РФ и железнодорожные погранпереходы с Китаем выявились серьезные инфраструктурные проблемы. Инфраструктура портов Дальнего Востока, железнодорожных переходов, сети РЖД и Китайских железных дорог не была готова к взрывному росту контейнерных перевозок.

Как следствие – наблюдаются проблемы у целого ряда железнодорожных ТЛЦ.

"Что нужно для исправления возникших сложностей? Давайте взглянем на ситуацию в контексте России: в первую очередь необходимо решать проблему нехватки текущих мощностей портов Дальнего Востока, возможностей Транссиба и БАМа, увеличивать количество железнодорожных переходов с Китаем. В перспективе необходимо наращивать мощности контейнерных терминалов на Балтике, в Азово-Черноморском бассейне. Также нужно максимально быстро развивать железнодорожную инфраструктуру, в первую очередь в направлении Восток – Запад – Восток. Вместе с этим существует потребность в развитии крупных железнодорожных логистических центров в каждом регионе страны, а не только в двух-трех крупных городах России", – рассуждает Д. Моисеев.

По прогнозам ИПЕМ, перевозки контейнеров продолжат рост и в 2022 году превысят 7 млн TEU. Наращиванию отправок в транзитном сообщении будет способствовать выгодное географическое положение России. Также увеличение перевозок контейнеров будет связано с их приоритетным пропуском через государственные границы в связи с действующими ограничениями, препятствующими распространению пандемии.

"Однако темпы роста контейнерных отправок могут сокращаться. Во внутреннем сообщении и на экспорт этому могут способствовать принятые на 2022 год тарифные решения, которые делают отправки грузов в контейнерах менее привлекательными. Рост перевозок в транзитном сообщении может быть ограничен рядом факторов. Во-первых, это перевалочные мощности портов, которые в настоящий момент работают на пределе. Во-вторых, степень развития железнодорожной инфраструктуры на территории сопредельных государств, которые задействованы в цепочке поставок. В-третьих, дефицит пропускной возможности инфраструктуры в Рос сийской Федерации", – говорит А. Слободяник.

Продолжится ли подъем?

Несмотря на все обозначенные старые проблемы и возникающие новые сложности, сегодня мировые морские перевозки грузов в контейнерах на подъеме. Ставки фрахта не обвалились, что может активизировать проработку альтернативных маршрутов доставки, в том числе через Россию.

"Объем мировой морской торговли грузами в контейнерах за 2021 год, по предварительным оценкам, вырос на 7-9%", – говорится в информации центра экономического прогнозирования Газпромбанка.

По мнению самих участников рынка, в 2022-м дальнейшему росту контейнерных перевозок по сети будет способствовать сохранение ковид-ограничений в мире, сложная ситуация с обработкой крупных морских судов в традиционных портах, переход клиентов из классического ритейла в e-commerce. "В среднесрочной перспективе росту рынка будет способствовать однозначная политика регулятора и монополии в отношении игроков рынка, развитие припортовой инфраструктуры и погранпереходов, формирование на базе этого глубоких цепочек поставок", – говорит Н. Никитин.

По прогнозам представителей АО "РЖД Логистика", в 2022-м рост контейнерных перевозок сохранится, что обусловлено, с одной стороны, дисбалансом в глобальных цепочках поставок, а с другой – активным развитием железнодорожной логистики. "В 2022 году существенных изменений на рынке не предвидится и железнодорожные перевозки по-прежнему будут пользоваться повышенным спросом. Дисбаланс контейнеров продлится как минимум весь 2022 год, а стабилизация ставок и нивелирование дефицита контейнерного оборудования придутся на начало 2023-го. Но рассчитывать на доковидные котировки не стоит. Вместе с тем в ближайшее время в связи с планами китайского правительства ограничить промышленное производство из-за дефицита электроэнергии, по мнению экспертов "РЖД Логистики", ожидается некоторая корректировка ставок фрахта.

Кроме того, по мере ужесточения законодательства с высокой вероятностью будут расти отправки в контейнерах лесных грузов и пиломатериалов, которые после первичной и вторичной обработки безопаснее и дешевле (при условии благо приятной тарифной политики РЖД), в том числе на экспорт.

По мере восстановления спроса на электронику и усиления тренда на электри фикацию личного (и не только) транспорта ожидается дальнейший рост отгрузки аккумуляторов в Европу из Китая (где они по качеству уже не хуже европейских, а по цене значительно ниже). Существенную часть этого прироста может взять на себя железная дорога.

Инфраструктура портов Дальнего Востока, железнодорожных переходов, сети РЖД и Китайских железных дорог оказалась не готова к взрывному росту контейнерных перевозок

Для развития контейнерных перевозок необходимо сделать их доступными в плане инфраструктуры, чтобы грузовладельцу было удобно осуществлять погрузку и отправку, чтобы все было в шаговой доступности

В прошлом году по сети РЖД во всех видах сообщения перевезено более 6,5 млн груженых и порожних контейнеров, что на 12% больше, чем годом ранее

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер31.01.2022