28-02-18 / 2018
Новости отрасли
Контейнерам - зеленый свет

Объем контейнерных перевозок на сети ОАО "РЖД" в 2017 году стал рекордным. Причем второй год подряд объемы увеличиваются в основном за счет международных перевозок: экспорта, импорта и транзита – суммарный прирост около 500 тыс. ДФЭ. Но и внутренние перевозки не перестают показывать положительную динамику – прирост 7,4%. О том, что способствует росту показателей и каковы перспективы развития контейнерного рынка специально для ИА РЖД-Партнер.ру рассказал эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Черненок. – Дмитрий, за счет чего по итогам прошлого года в контейнерном сегменте удалось достичь рекордного роста перевозок?

– На увеличение объемов международных контейнерных перевозок влияет несколько позитивных факторов, а также решений, принятых в 2017 году. В первую очередь – активно развивающаяся торговля между Китаем и странами Европы. По итогам 2016 года объем международной торговли между Китаем и Европой вырос на 14,9% по отношению к 2015 году. Однако сухопутному маршруту сложно конкурировать с морскими линиями, грузоподъемность флота которого за последние годы существенно выросла. Но явное преимущество в скорости доставки, а также существенное снижение в стоимости, привело к тому, что грузоотправители все чаще стали отдавать предпочтение железнодорожному транспорту.

– С чем это связано?

– В начале 2017 года значение фрахтового индекса SCFI на направлениях Шанхай-Северная Европа превышало $1100 за 20-ти футовый контейнер, что было выше сухопутного на 10-15%, при этом по продолжительности морской транспорт в 3 и более раза уступает железнодорожному.

Не стоит забывать и о конструктивном сотрудничестве ОАО "РЖД" с участниками международных перевозок. Российская и Китайская национальные компании в 2017 году решили вопрос электронного документооборота, в результате чего упростился обмен накладной ЦИМ/СМГС. Также было принято решение об унификации длины контейнерного поезда – 41 условный вагон для транзитных поездов, следующих по маршруту Китай-Европа.

– Развитие рынка электронной торговли мотивирует участников отрасли прорабатывать новые международные маршруты. Какие проекты в прошлом году оказались наиболее востребованными и успешными, на ваш взгляд?

– Активно развивающиеся сервисы электронной торговли также вносят заметный вклад в рост контейнерных перевозок в Российской Федерации. Только за первое полугодие 2017 года трансграничная интернет торговля выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и достигла уровня 420 млрд руб. При это более 90% всех покупок приходились на Китай. И это не предел роста: зарубежные компании активно проявляют интерес к российскому рынку интернет-торговли. Как пример, в сентябре прошлого года Alibaba Group запустило в России работу платформы Tmall, которая является специализированной торговой площадкой для российских пользователей.

Если говорить о потенциально успешных проектах, то в 2017 году заработал проект Российского экспортного центра по экспорту продуктов питания и товаров народного потребления в Китай, оператором которого является АО "РЖД Логистика". По итогам года объем экспорта составил всего лишь 130 TEU, но сервис продолжает развиваться, и подобные примеры говорят о наличии потенциала роста.

Хотелось бы добавить, что росту перевозок грузов в контейнерах также способствовал образовавшийся дефицит вагонного парка в период высокого спроса (август-октябрь), также привел к повышению спроса на сервис контейнерных перевозок таких номенклатур грузов, как зерно, металлы, лесные грузы, промышленные и продовольственные товары.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру28.02.2018