14-12-17 / 2017
Новости отрасли
Контейнер в портфеле

Структуры Романа Абрамовича и Александра Абрамова приобрели долю в железнодорожном операторе

Новыми акционерами крупнейшего российского контейнерного железнодорожного оператора стали Роман Абрамович и Александр Абрамов. Аналитики полагают, что это портфельная инвестиция и бизнесмены перепродадут свою долю.

Контейнеры для Абрамовича

Компания "Eнисей Капитал" приобрела 24,5051% акций "Трансконтейнера" 6 декабря, говорится в материалах "Трансконтейнера", опубликованных на сайте раскрытия информации 13 декабря.

По данным "СПАРК-Интерфакса", "Eнисей Капитал" на 99,9% принадлежит кипрской "Тембиза Холдингз Лтд.", остальное - у "Содха Инвестментс Лтд.". Как сообщили РБК два источника, близких к руководству и действующим акционерам "Трансконтейнера", конечным владельцем "Eнисей Капитала" является Роман Абрамович.

Представитель Millhouse (управляет активами Абрамовича) Джон Манн подтвердил РБК заключение сделки. По его словам, "Eнисей Капитал"-совместная структура Абрамовича и его партнера по Evraz Александра Абрамова. Источник, близкий к одной из сторон сделки, пояснил РБК, что Абрамов участвует в сделке через компанию Invest AG, которой он владеет совместно с Александром Фроловым.

Как отметил представитель Millhouse, "цена соответствует рыночному уровню". По итогам торгов на Московской бирже 6 декабря (день заключения сделки) 24,5% "Трансконтейнера" стоили 15,1 млрд руб. Источник, близкий к одной из сторон сделки, говорит, что акции были куплены по цене 4 320 руб. за штуку Исходя из этого, стоимость пакета составила 14,7 млрд руб.

По словам источника РБК, близкого к одной из сторон сделки, "одобрения ФАС не требовалось на покупку такого пакета". "В случае если совокупный пакет акций у покупателя не превышает 25% голосующих акций, согласование сделки не требуется", - подтвердил РБК представитель ФАС. При этом он отметил, что появление независимой группы среди акционеров "Трансконтейнера" "положительно скажется на развитии транзита в России".

Продавца 24,5% "Трансконтейнер" не раскрывает, но эта доля соответствует пакету НПФ "Благосостояние" (его представитель пока не ответил на запрос РБК). 50,2% плюс две акции "Трансконтейнера" принадлежат "дочке" РЖД - Объединенной транспортно-логистической компании, еще 25,07% у группы FESCO, подконтрольной "Сумме" Зиявудина Магомедова.

Источник, близкий к одной из сторон сделки, подтвердил РБК, что была продана доля "Благосостояния". По его словам, на этот пакет были и другие претенденты, в частности РФПИ (представитель фонда это не комментирует). Однако все претенденты, кроме "Eнисей Капитала", предлагали большой дисконт, поскольку выставленный на продажу пакет меньше блокирующего, сказал собеседник.

Претенденты на "Трансконтейнер"

"Сумма" в 2012 году купила у бизнесмена Сергея Генералова группу FESCO, которая на тот момент уже владела 23,7% "Трансконтейнера". Магомедов всегда говорил, что стратегически заинтересован увеличить долю в "Трансконтейнере" до контрольной, и писал об этом президенту Владимиру Путину, предлагая создать на базе компании национального контейнерного оператора. FESCO увеличила долю в "Трансконтейнере" до блокпакета, скупая акции на рынке, но контроль так и не получила.

Категорически против приватизации "Трансконтейнера" выступал Владимир Якунин, который возглавлял РЖД до августа 2015 года. Позиция нового главы РЖД Олега Белозерова относительно этой сделки смягчилась, однако и он называл ее нецелесообразной. "Предметное обсуждение вообще продажи "Трансконтейнера" у нас ведется. Мы для себя это пытаемся сформулировать. Пока продажа "Трансконтейнера" видится нецелесообразной", - говорил он в декабре 2016 года (цитата по ТАСС).

При этом Белозеров назвал и новых потенциальных инвесторов "Трансконтейнера" - в частности, UCL Holding Владимира Лисина. Источники РБК, близкие к потенциальным претендентам, говорили также о заинтересованности в покупке железнодорожного оператора со стороны группы "Дело" Сергея Шишкарева и фонда РФПИ совместно с контейнерным оператором DP World. К тому же в сентябре 2017 года РФПИ и DP World подали заявку на покупку около 40% группы FESCO, но она пока не одобрена, говорил РБК представитель службы.

Представитель "Суммы" сказал, что группа по-прежнему заинтересована в покупке доли РЖД в "Трансконтейнере". Появление нового акционера у компании он комментировать не стал. Представители РФПИ, "Дела" и UCL отказались от комментариев.

В ноябре первый вице-премьер Игорь Шувалов направил Путину письмо, в котором предложил продать принадлежащие РЖД акции "Трансконтейнера" в апреле 2018 года, писала газета "Коммерсантъ". Инвестиционным консультантом продажи выступит "ВТБ Капитал". Предполагается, что продажа будет проходить через аукцион, а покупателем станет квалифицированный инвестор, обладающий соответствующими компетенциями и заинтересованный в развитии контейнерных перевозок между регионами Eвропы и Азии. Представитель "ВТБ Капитала" отказался от комментариев.

В случае продажи доли в "Трансконтейнере" РЖД создаст аналогичного оператора на вырученные деньги, говорил вице-президент РЖД Андрей Старков.

Портфельная инвестиция

"Покупка 24,5% "Трансконтейнера" - это портфельная инвестиция. Eсли в ближайшее время будет предложена хорошая цена, то этот пакет будет перепродан", - считает аналитик "Уралсиб Кэпитал" Денис Ворчик. По его словам, в качестве стратегических инвесторов оператора логичнее выглядят "Сумма" или UCL Holding.

Ворчик считает, что покупка доли в "Трансконтейнере" может быть интересна не только как краткосрочная инвестиция в преддверии приватизации пакета РЖД, но и на более отдаленную перспективу, поскольку потенциал роста у контейнерного рынка очень большой.

Аналитик АКРА Александр Гущин согласен, что эта сделка может быть портфельной инвестицией для дальнейшей перепродажи. По его словам, в бизнесы Абрамовича и Абрамова (их крупнейшие активы - доли в Evraz и "Норникеле") "Трансконтейнер" не вписывается. С их металлургическими активами большую синергию могли бы иметь транспортные компании, специализирующиеся на перевозке в полувагонах, отмечает эксперт. Представитель Millhouse отказалась прокомментировать возможность перепродажи доли в "Трансконтейнере".

"Трансконтейнер" - крупнейший российский оператор контейнерных перевозок. На его долю приходится около 47% железнодорожных контейнерных перевозок России. У "Трансконтейнера" 42 терминала в России, а также 19 - в Казахстане. "Трансконтейнер" владеет 50% крупнейшего казахстанского железнодорожного контейнерного оператора "КеденТрансСервис". В собственности "Трансконтейнера" находится более 23 тыс. платформ и около 71 тыс. контейнеров в России. Выручка компании по МСФО за девять месяцев 2017 года выросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 31%, до 48,2 млрд руб., чистая прибыль - в два раза, до 5,2 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК14.12.2017