25-03-14 / 2014
Новости отрасли
Конструкторы уточнили срок службы локомотивов

В результате длительной работы у рамы, кузова и других частей подвижного состава под действием нагрузок возникает усталость металла, что может привести к их поломке.

Поэтому очень важно правильно определить возможный срок службы локомотивов и вагонов, чтобы накопление повреждений в материале деталей не вызывало внезапный отказ техники в процессе эксплуатации. В этих целях учёные ВНИКТИ из подмосковной Коломны разрабатывают методы определения остаточного ресурса конструкций.

При этом они определяют механические характеристики материалов, в том числе пределы выносливости, степень износа, подверженность коррозии и т.д. В ходе экспериментальных исследований учёные установили, что заметное снижение сопротивления усталости конструкций локомотивов отмечается уже после 20 лет их эксплуатации. 

Поэтому только визуальным контролем или неразрушающими методами диагностики не всегда можно гарантировать длительную работоспособность конструкций. Более точные результаты приносят исследования с использованием специальных программных комплексов и испытательного оборудования. 

Предложения учёных института были учтены при разработке отраслевого стандарта порядка продления назначенного срока службы локомотивов, утверждённого Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. 

В этом документе, в частности, введено понятие «комплекс работ по реализации технического решения для продления срока службы локомотива», упорядочены организационные вопросы, уточнены предельные сроки службы различных локомотивов. 

Они установлены по ресурсам базовых частей, которые определялись на основе проводимых обследований технического состояния, анализа повреждаемости элементов конструкций в эксплуатации, расчётов на прочность и долговечность, экспериментальных исследований. 

Необходимые объёмы технического диагностирования, перечень и порядок их выполнения определены инструкциями, разработанными сотрудниками ВНИКТИ и согласованными департаментами ОАО «РЖД» для электровозов серий ЧС, ВЛ и тепловозов. Конечным результатом работы является техническое решение, утверждённое Федеральным агентством железнодорожного транспорта, которое устанавливает предельный срок службы локомотива и определяет для этого объём дополнительных работ к циклам плановых ремонтов, выполняемых по действующим или специально разработанным нормативно-техническим документам. 

По мнению экспертов, такой подход позволяет поддерживать работоспособность парка эксплуатируемых локомотивов для осуществления необходимого объёма железнодорожных перевозок. В ближайшее время специалисты института планируют провести исследования по продлению срока службы также ряда скоростных электровозов, маневрово-вывозных и узкоколейных тепловозов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.03.2014