25-07-14 / 2014
Новости отрасли
Консолидация вагонных парков

В ходе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте с формированием конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами была достигнута одна из приоритетных целей структурных преобразований - исключение дефицита подвижного состава и обновление парка.

Однако, наряду с позитивными изменениями, переход вагонов в категорию приватных с технологической точки зрения оказал существенное влияние на организацию перевозочного процесса - подвижной состав потерял свою универсальность, а сложившиеся принципы управления порожними вагонопотоками в современных условиях более не применимы.

На сегодняшний день принципы перемещения порожнего приватного вагона ничем не отличаются от принципов перемещения груженых вагонов - ОАО "РЖД", как перевозчик, не может изменить его назначение, следовательно, этот подвижной состав не является для компании погрузочным ресурсом. Это - погрузочный ресурс оператора.

Порожние вагоны, принадлежащие сегодня более чем 1800 собственникам, часто следуют навстречу друг другу или простаивают в ожидании наиболее коммерчески выгодных перевозок. Технологически вагонный парк стал работать крайне неэффективно. Производительность вагона в сравнении с 2007 годом, когда две трети парка еще управлялись перевозчиком, в сопоставимых учетных условиях снижена на 18%, а полувагонов - на 34%, следовательно, для перевозки одного и того же объема груза требуется больше подвижного состава, что приводит к стихийному росту парка.

Вопросы совершенствования системы управления вагонными парками - постоянно в центре внимания ОАО "РЖД". В феврале 2014 года в компании были утверждены типовые формы договорной документации на оказание услуг по оптимизации логистических схем перевозки, в результате чего созданы условия для привлечения грузовых вагонов в консолидированный парк под управлением перевозчика.

В новой модели коммерческая работа с грузовладельцами и регулирование ценообразования на услуги по предоставлению вагонов выполняются непосредственно операторами, которые направляют в ОАО "РЖД" реестр заявок на планируемый месяц и передают в управление соответствующий этим заявкам вагонный парк.

Такой подход позволяет максимально эффективно использовать подвижной состав с учетом минимизации порожнего пробега. Порожний вагон не имеет станции назначения и может быть использован перевозчиком как погрузочный ресурс в любом месте сети и под любой груз в соответствии с заявкой на перевозку. Идеология этого подхода многие годы являлась простым и действенным рычагом управления перевозками.

Первый договор о передаче вагонов в управление перевозчика заключен между ОАО "РЖД" и ОАО "ФГК". Начиная с марта текущего года в управлении ОАО "РЖД" находится более 90 тыс. полувагонов, принадлежащих ОАО "ФГК". Этим парком обеспечивается погрузка более 5 тыс. вагонов ежесуточно. За период действия договора в результате применения принципов балансового метода регулирования порожних полувагонов улучшены количественные показатели и качество использования подвижного состава.

В июне погрузка полувагонов консолидированного парка к уровню марта текущего года увеличилась на 10,5% и составила 5,3 тыс. вагонов, оборот вагона за этот же период сокращен на 14% до 15,8 суток, доля порожнего пробега вагонов снижена на 3%, а производительность вагона выросла на 21%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру25.07.2014