10-03-16 / 2016
Новости отрасли
Консолидация под присмотром

ФАС предупреждает операторов, что их планы консолидировать парк не должны привести к необоснованному росту цен. Иначе служба начнет регулировать ставки на пользование вагонами сама

 Операторы, консолидировав парк вагонов, могут резко и необоснованно поднять цены на свои услуги, опасается ФАС, сообщил ее представитель.

Поэтому ФАС запросила крупнейших операторов предоставить ей данные за 2014 и 2015 гг. о парке вагонов, перевозке грузов, средних ставках предоставления грузового вагона (копия запроса есть у "Ведомостей").

Операторы также должны раскрыть принципы ценообразования на свои услуги, следует из запроса. Сотрудники компаний-операторов подтверждают получение запроса.

 Опасения возникли у ФАС из-за планов консолидации парка, который обсуждается операторами и лизинговыми компаниями. Так, Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) разработала план "Ураган", который подразумевает сосредоточение у одной структуры около 200 000- 250 0000 полувагонов, принадлежащих лизинговым компаниям, подконтрольным государству: "ВЭБ-лизинг", "ВТБ лизинг", "Сбербанк лизинг", "Газпромбанк лизинг", "Трансфин-м" (подконтрольна НПФ "Благосостояние"). Затем вагоны предлагается передать в аренду крупному игроку - Федеральной грузовой компании (ФГК, 100%-ная "дочка" РЖД), Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину), "Нефтетранссервису" или иному оператору.

Тот, в свою очередь, должен будет списать около 100 000 единиц старого парка и поднять ставку за предоставление вагона с текущих 550-600 руб. в сутки до уровня, предусмотренного прейскурантом 10-01 (около 830 руб. в 2016 г.). ФГК, с марта получившая в управление парк "УВЗ-логистик" (до сих пор им управлял Центр фирменного транспортного обслуживания РЖД) и планирующая оформить его в аренду, таким образом стала крупнейшим оператором полувагонов. Это тоже может оказать давление на цены, опасается ФАС.

 Если возникнет риск нарушения антимонопольного законодательства в результате злоупотребления доминирующим положением, в том числе коллективным, могут быть приняты меры антимонопольного регулирования вплоть до введения регулирования вагонной составляющей на уровне текущей доходности плюс 7,5% (уровень индексирования тарифной составляющей), подчеркивает представитель ФАС.

 Как следует из презентационных материалов ГТЛК, тариф при реализации плана "Ураган" не превысит прогноз по инфляции. Так, транспортная составляющая, например, в стоимости угля на условиях FOB не превышает 40% (3% - тариф РЖД, 5% - ставка оператора). При увеличении доходности до 800 руб. доля операторской ставки в конечной цене продукта составит 8%.

 Но, с другой стороны, текущий уровень доходности большей части парка - неинновационных полувагонов (около 600 руб. без НДС в сутки) позволяет финансировать текущие, деповские и капитальные ремонты и проч. (в совокупности это от 250 до 400 руб. в сутки в зависимости от возраста вагона), но не позволяет операторам приобретать подвижной состав в лизинг или с использованием кредитных средств или в полном объеме обслуживать привлеченные ранее для приобретения подвижного состава кредиты, объясняет гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Если ставка на пользование полувагонами останется на текущем уровне, отрасль лишится источников для обновления парка, подчеркивается в предложениях ФГК, направленных в совет потребителей РЖД: "Операторские компании не смогут обслуживать кредиты, взятые под покупку нового парка, что впоследствии может привести к дефициту подвижного состава на сети, невывозу грузов и падению доходов инфраструктуры". Чтобы покупка полувагонов была окупаема, по расчетам ФГК, доходность должна быть около 790 руб./сутки. А при ее текущем уровне вагон не окупить даже за весь его срок службы - 22 года, подчеркивается в материалах ФГК. С этим согласен представитель ПГК. За последние годы доходность вагона в сутки снизилась более чем в 2 раза - с 1200 до 500 руб., напоминает представитель ПГК. "По нашим оценкам, чтобы окупаться в сегодняшних условиях, полувагон "классической" 132- й модели должен стоить не более 1 млн. руб. либо доходность должна вырасти до прежних показателей в 1200 руб. в сутки", - говорит представитель ПГК.

 Но ФАС подсчитала, что увеличение вагонной составляющей до 800-900 руб. за полувагон в сутки приведет к дополнительной нагрузке на грузоотправителей в 50- 60 млрд. руб. Перевозка угля в этом случае подорожает на 19%, руды – на 17%, цемента - на 18%, щебня - на 22%.

Дополнительная прибыль, опасается ФАС, пойдет при этом не на пополнение парка, а на погашение существующих долгов операторов или дивидендные выплаты. ФАС считает, что необходимо сохранить максимальный рост конечной стоимости перевозки для грузоотправителя на уровне 7,5%.

 Спрос на полувагоны со стороны сырьевиков и так на крайне низком уровне, говорит представитель СУЭК, и никакой возможности платить больше нет. За последние три года цены на нефть, руду, уголь, металлы и многие другие грузы упали в 2,5-3 раза, напоминает он. Цена морского фрахта и стоимость судов для перевозки навалочных грузов также упали примерно в 3 раза. Только с ноября 2015 г. цены на уголь снизились на 25%. И перспективы не радуют - ожидается, что в 2017 г. уголь подешевеет еще на 20%, говорит представитель компании. Поэтому обсуждаемая консолидация парка полувагонов с перспективой роста ставок до 900 руб./сутки приведет к росту вагонной составляющей для всех грузоотправителей на 70%, а полного тарифа - на 21%, подсчитала СУЭК. Это удорожание перевозки наложится на 9%-ную индексацию тарифа РЖД в 2016 г. В итоге суммарные издержки на железнодорожные перевозки для всех грузов вырастут на 30% в 2016 г., резюмирует представитель СУЭК. Можно предположить, что по большинству грузов, особенно высокодоходных, это приведет к дальнейшему снижению погрузки и доходов РЖД, допускает собеседник "Ведомостей".

    "Для грузоотправителей удорожание вагонной составляющей критично, но выхода особого нет - платить придется", - говорит топ-менеджер крупной металлургической компании. "Традиционно железнодорожные перевозки могут быть заменены на авто только на коротких расстояниях, на тысячах километров перевозка автомобилями однозначно дороже. Даже если и будет некоторое удорожание, вряд ли все массово пересядут с железнодорожного на автотранспорт на длинных расстояниях", - отмечает собеседник "Ведомостей".

 Возврат в прошлое План увеличения парка полувагонов в управлении ФГК до 120 000 единиц представляет собой только возврат к уровню 2013-2014 гг., когда компания управляла 122 400 и 126 300 полувагонами соответственно, напоминает Бурмистров. А совокупная доля ФГК (даже с учетом парка полувагонов "УВЗ-логистик") и ПГК в структуре парка полувагонов по состоянию на I квартал 2016 г. составила 43%, что аналогично показателям за I квартал 2014 г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости10.03.2016