21-07-20 / 2020
Новости отрасли
Конкуренты не сдаются

Страны Евросоюза просят дополнительные средства на цифровизацию железной дороги

Сообщество европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (Community of European Railway and Infrastructure Companies, CER) направило в Европейскую комиссию письмо с просьбой увеличить финансирование для внедрения цифровых сервисов и технологий на европейской железнодорожной сети. По мнению членов организации, для того чтобы увеличить долю железнодорожного транспорта с 18 до 30% к 2030 году, необходимо инвестировать дополнительно около 18 млрд евро.

По словам менеджера по коммуникациям CER Лоры Генри, директива об увеличении доли железнодорожного транспорта в Европе появилась еще в 2018 году. Она принята для поддержания климатической политики ЕС по снижению выбросов CO2.

"Важность железнодорожных грузоперевозок для экономики стала очевидной на фоне пандемии COVID-19 – железнодорожный транспорт оказался не только безо-пасным и экономически стабильным, но и в некоторых случаях единственным способом транспортировки жизненно важных грузов", – отметила она.

Однако, по ее словам, в настоящее время рынок железнодорожных грузоперевозок не полностью реализует свой потенциал.

"Участники перевозочного процесса сталкиваются с серьезными проблемами и вызовами, к примеру с конкуренцией с другими видами транспорта. Достижение цели по увеличению доли железной дороги в общем объеме транспортных услуг требует взаимодействия трех основных игроков – железнодорожных операторов, управляющих инфраструктурой и органов власти. Если Евросоюз откажется выделять дополнительное финансирование, планы не будут реализованы в срок", – добавила Лора Генри.

Согласно письму CER, для повышения привлекательности железнодорожного транспорта необходимо создание Единого европейского железнодорожного пространства (SERA), которое предполагает снятие всех административных и технологических барьеров при пересечении границ, а также увеличение пропускной способности и безопасности на сети.

Для реализации этого проекта CER предлагает инвестировать 18 млрд евро в пять конкретных проектов.

Во-первых, это виртуальная сцепка, которая не подразумевает физического соединения поездов с помощью автосцепного устройства, а поезда находятся на постоянном равноудаленном положении друг от друга.

При этом расстояние выбирается расчетами и зависит от максимального тормозного пути, исходя из максимально реализуемых скоростей на участке, плана и профиля пути, веса поездов и ряда других факторов.

Благодаря этой технологии появляется резерв пропуска поездов за счет уплотнения графика движения (если нет ограничений по тяговому электроснабжению). Это дает возможность увеличить пропускную способность участков железных дорог без переустройства инфраструктуры и систем автоблокировки.

Во-вторых, необходимо внедрение системы частичного или полного автоматического (без непосредственного постоянного участия машиниста) управления поездом. Степень автоматизации имеет четыре уровня, самый продвинутый предполагает автоматический контроль подвижного состава без какого-либо персонала на борту.

Третья технология – это цифровая платформа, которая позволит предприятиям со всего мира дистанционно заказывать перевозку своих грузов по железной дороге из любой точки Европы.

По мнению CER, эти три продукта должны быть полностью интегрированы на железных дорогах государств – членов ЕС к 2030 году.

"Это взаимосвязанные инструменты, которые требуют скоординированного развертывания по всему Евросоюзу. Они представляют собой инновационные продукты, которые легко интегрируются в любую национальную сеть, обеспечивают необходимую пропускную способность и сервис, который делает перевозки железнодорожным транспортом такими же простыми, как и на автомобилях", – отметила Лора Генри.

Европейская система управления железнодорожным сообщением (ERTMS, должна заменить в странах ЕС национальные системы сигнализации) и автоматическая система управления пропускной способностью также должны эксплуатироваться на основных магистралях к 2030 году, а к 2050 году – и по всей Европе.

Стоит отметить, что текущий вопрос напрямую касается четырех железнодорожных администраций, входящих в ЕС: Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии.

Однако ни одна из стран пока не готова к внедрению всех этих технологий на железной дороге. Это связано в первую очередь с нехваткой финансирования.

По словам руководителя отдела корпоративных коммуникаций Lietuvos gelezinkeliai Томаса Дигайтиса, в первую очередь необходимо развивать и модернизировать инфраструктуру, а только потом заниматься внедрением технологий.

"Однако мы надеемся, что при достаточной поддержке ЕС, как финансовой, так и технологической, мы сможем решить эти вопросы комплексно", – сказал он.

Он также отметил, что проект Rail Baltica (железная дорога соединит страны Балтии с Европой) предполагает использование некоторых технологий, к примеру ERTMS.

В Финляндии реализация этих проектов набирает темп значительно быстрее.

По словам министра транспорта и коммуникаций Финляндии Тимо Харакка, сейчас важно инвестировать в цифровизацию железнодорожной сети.

"Это улучшит обслуживание и необходимо для реализации новых железнодорожных проектов", – отметил он.

Как ранее сообщал "Гудок", в середине мая компания Digirata завершила и передала в Министерство транспорта и коммуникаций Финляндии исследование возможности внедрения на финской железнодорожной сети ERTMS. Согласно выводам авторов, затраты на внедрение новой системы составят приблизительно 1,7 млрд евро. Планирование, поиск источников финансирования и тестирование будут продолжаться до весны 2021 года.

"Новую систему легко подстраивать под современные обновления. С ее помощью станет возможным следить за состоянием подвижного состава, что сэкономит время благодаря своевременному техобслуживанию как оператору, так и государству как владельцу инфраструктуры. Решение на основе радиосистемы является ключом к цифровизации логистики и автоматизированному железнодорожному транспорту", – отмечается в документе.

Кроме того, в Финляндии проходят конкурсные процедуры по поиску подрядчиков для создания и внедрения системы управления пропускной способностью.

По словам Лоры Генри, финансирование проектов должно быть предоставлено в достаточно сжатые сроки – первые гранты должны быть выданы не позднее следующего года. Также нужна помощь для стран – участниц ЕС в поиске поставщиков этих продуктов, определении технических условий и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

"CER по-прежнему полагает, что для поддержки железнодорожного транспорта можно сделать гораздо больше, чем сейчас. Мы понимаем, что для Евросоюза может быть проблематично единоразово выплатить 18 млрд евро. Поэтому предлагаем определить механизм инвестиций. Каждая страна должна самостоятельно провести анализ затрат на внедрение всех этих решений. Кроме того, приветствуется поиск частных инвесторов или предложений о финансировании со стороны государств – членов ЕС", – резюмировала она.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.07.2020