18-01-19 / 2019
Новости отрасли
Конкурентный ресурс

Рост энергоэффективности экономики является обязательным условием роста ВВП. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии "Повышение энергоэффективности как приоритет развития экономики России", прошедшей на этой неделе на Гайдаровском форуме – 2019. Энергоэффективность российской экономики и, соответственно, ВВП практически не растут с 2014 года, поскольку чиновники ослабили внимание к этому вопросу. Однако ОАО "РЖД" проводит свою политику в этой области, которая позволяет компании добиваться хороших экономических результатов.

ОАО "РЖД" повышает энергоэффективность, несмотря на конъюнктуру рынка. По словам исполнительного директора Центра по эффективному использованию энергии Игоря Башмакова, сегодня Россия находится на 166-м месте из 190 стран в мире по энергоемкости ВВП, то есть тратит очень высокую долю энергии на выработку единицы продукции. Если исходить из рыночного курса валют, то мы тратим на это в 2,3 раза больше энергетических ресурсов, чем в среднем по миру. Такая низкая энергоэффективность и является ограничителем роста ВВП, поскольку эти показатели очень тесно связаны. К примеру, повышение доли зарплат на 1% означает снижение на эту же величину добавленной стоимости продукции. Однако повышение доли энергетических затрат на тот же процент приводит к потере уже 3% добавленной стоимости и 5–6% прибыли у владельца предприятия.

"Темпы роста энергоэффективности явно коррелируются с темпами роста ВВП, – говорит Игорь Башмаков. – Если рост экономики находится около ноля, то не будет и увеличения энергоэффективности".

Поведение российской экономики после 2014 года подтверждает эти выводы. Несмотря на гораздо более дешевые энергоресурсы, чем в более устойчивых экономиках, это обстоятельство не только не отражается на росте, но, по мнению эксперта, как раз и тормозит его. Весь эффект дешевизны "съедается" огромным количеством энергии, которую необходимо использовать. В этой модели для продолжения подъема нужно еще более увеличивать добычу. Поэтому в экономике сложилось определенное равновесие между темпами роста и экономически обоснованным уровнем выработки энергии. Изменить его можно, только снижая энергоемкость ВВП. При этом ссылки на холодный климат и большие расстояния в России, что требует повышенного расхода энергоресурсов, никак не могут оправдать такой большой разрыв с мировыми тенденциями.

Характерный пример привел генеральный директор ПАО "Фортум" Александр Чуваев. В Финляндии для населения тариф на электроэнергию в три раза выше, чем в России. Однако средняя финская семья тратит по объему в три раза меньше и в результате платит столько же денег за этот ресурс, сколько и российская. Но при этом доход среднестатистического жителя там в три раза выше.

"Энергоэффективность российской экономики росла с 2000 по 2008 год, однако потом из-за девальвации рубля и других факторов, в том числе и повышения уровня конкуренции на рынке, электроэнергия стала дешевой, что притупило стимулы заниматься этим трудным процессом у предпринимателей, – напомнил председатель правления ООО "УК "РОСНАНО" Анатолий Чубайс. – Но низкая стоимость энергии означает энергорасточительность".

В 2008 году правительством была даже принята специальная программа по энергоэффективности, которая предполагала, что к 2020 году энергоемкость ВВП должна сократиться на 40%. Однако за десять прошедших лет она снизилась лишь на 13%. Структурной перестройки не произошло, в России по-прежнему 70% экономики представляет собой энергоемкие производства.

Тем не менее если системно заниматься энергоэффективностью, то в рамках компаний можно достичь совсем иных результатов.

К примеру, у ОАО "РЖД" в отличие от российской экономики в целом снижение потребления энергии на единицу перевозимой продукции никогда не останавливалось. У компании уже долгое время работает программа ресурсосбережения, и она все последнее десятилетие не просто выполнялась, а перевыполнялась. К примеру, если в 2009 году на 10 тыс. приведенных ткм требовалось 80 кг условного топлива, то в 2018 году это количество снизилось до 66,4 кг, что оказалось на 4,9% выше, чем принятые плановые показатели. На графике кривая энергоэффективности компании стабильно показывала рост, и не было ни одного года, когда она хотя бы топталась на месте.

В результате в справочнике "Потребление топлива и выбросы СО2", который совместно издают Международный союз железных дорог и Международное энергетическое агентство, ОАО "РЖД" занимает первое место в мире среди железнодорожных транспортных компаний по энергоэффективности грузовых перевозок и третье – по пассажирским, пропуская вперед лишь Китай и Индию, с которыми просто невозможно соревноваться из-за несопоставимого объема пассажиров.

"По результатам 2018 года энергоемкость основной производственной деятельности РЖД снижена по отношению к 2009 году на 16,5%, а к 2014 году почти на 5%, – сообщил "Гудку" заместитель начальника Департамента технической политики ОАО "РЖД" Борис Иванов. – Почти на процент в 2018 году снижена энергоемкость основной производственной деятельности компании, а реализация энергосберегающих мероприятий позволила сэкономить филиалам более 3 млрд руб.".

Среди наиболее значимых проектов, направленных на повышение энергетической эффективности филиалов компании, он отмечает развитие энергооптимального вождения грузовых поездов, внедрение автоматизированной системы учета дизельного топлива на тепловозах, оснащение тепловозов отечественными системами автоматического запуска дизеля (старт/стоп).

Реализация программы ресурсосбережения ОАО "РЖД" позволила только в прошлом году закрыть 18 дизельных и 10 угольных котельных, переведя энергоснабжение железнодорожных объектов на альтернативные, в том числе возобновляемые, виды энергии. Компания – лидер в России по покупкам эффективных светодиодных ламп.

По словам Бориса Иванова, РЖД не снимают с повестки дня вопросы о повышении энергетической эффективности своей деятельности, сохраняя это направление одним из ключевых в инженерной деятельности филиалов.

Не случайно в последнем ежегодном рейтинге эффективности энергетического менеджмента Минэнерго России поставило ОАО "РЖД" на третье место среди крупнейших компаний России.

В 2019 году компания планирует за счет ресурсосбережения снизить потребление топлива еще на 24,4 тыс. тонн, а электроэнергии – на 751,1 млн кВт·ч.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.01.2019