27-02-24 / 2024
Новости отрасли
Конкурентная среда

В начале 2024 года Правительство РФ вышло с предложением к президенту страны ввести в рамках временных правил приоритет на перевозку угля по железной дороге в направлении специализированных угольных портов, ограничив тем самым "права" универсальных терминалов. Предполагается, что данная мера позволит ускорить и нарастить операции по перевалке угля на экспорт. Мнения участников рынка по этому вопросу разнятся.

Мгновенная реакция

По данным ОАО "РЖД", погрузка каменного угля в январе 2024 года снизилась на 4,3% по отношению к январю прошлого года и составила 29,1 млн тонн. "Объемы погрузки угля в январе на сети несильно обрадовали грузоотправителей. Понятно, что были непростые погодные условия, по одному месяцу трудно судить, а в последующие месяцы потребуется нагонять план-график", – считает начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.

По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, предложение правительства, возможно, направлено на восстановление экспорта по показателям январской перевозки и до стабилизации цен на мировом рынке, которые откроют западное направление. Он также считает, что специализированные порты взвинтили стоимость перевалки и не спешат их снижать. "Это позволяет более рыночно ориентированным универсалам перетягивать объемы к себе. В данном случае специализированные и обычно кэптивные порты сами не идут навстречу рынку, после чего возникает эффект недозагрузки", – говорит эксперт.

При этом если снижение мировых цен на сырье и объемов отгрузок угля из России в текущем году продолжится, можно ожидать обострения конкуренции между транспортными компаниями за угольщиков-экспортеров, особенно в портовом сегменте, предполагает Кирилл Никода. Такое развитие событий приведет к коррекции ставок на перевалку: они пойдут вниз. В наибольшей степени давлению со стороны грузоотправителей подвергнутся поставки по западному направлению, где стоимость железнодорожной перевозки составляет порядка 3,0-3,3 тыс. руб. за тонну, или 50-54% от стоимости угля.

Кто выиграет и кто проиграет

"Термин "специальный" уверенно говорит лишь об ограниченной применимости порта. Для всего остального есть свои критерии. Предположение о том, что специальные априори лидируют в скорости обработки грузов, не подтверждается статистикой", – считает коммерческий директор Национальной транспортной компании (НТК, управляет транспортными активами СУЭК и "Еврохима", в том числе специализированными угольными портами в Ванино и Находке) Сергей Ермолаев.

По его мнению, на сегодняшний день экспорт на Восток ограничен исключительно возможностями железной дороги, вагонов для перевозки сырья достаточно, а запас по мощности портов почти двукратный. Он уверен, что предлагаемые приоритеты не увеличат экспорт ни на тонну, но принесут ряд негативных последствий.

Перераспределение грузопотоков угольной продукции в направлении специализированных портов позволит повысить скорость грузовых операций и увеличить объемы экспорта, рассказал "Гудку" на условиях анонимности один из игроков угольного рынка. По его оценке, совокупная мощность специализированных угольных терминалов Приморского и Хабаровского краев составляет 235,5 млн тонн в год, они способны закрыть потребность всего экспортного потенциала (113 млн тонн в год), а также потенциал роста – почти 97 млн тонн в год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.02.2024