09-02-21 / 2021
Новости отрасли
Конкуренцию защитили штрафом

Латвийскую железную дорогу обвинили в ограничении доступа к инфраструктуре для частных перевозчиков Совет по конкуренции Латвии (СК) наложил штраф в размере 5,7 млн евро на LDz Cargo (дочерняя компания, Latvijas dzelzcels (LDz), осуществляющая грузовые перевозки) за злоупотребление монопольным положением. Согласно заключению ведомства, компания с 2017 года ограничивала доступ частных перевозчиков на магистрали общего пользования. LDz с решением не согласна и планирует оспорить его в суде.

Дело в отношении LDz было возбуждено еще в 2018 году по заявлению АО Baltijas ekspresis. Частная компания заявляла, что LDz ограничивала доступ перевозчиков к приграничной территории для экспедирования грузов.

В ходе расследования СК установил, что государственный перевозчик с 2007 года затруднял работу частных компаний, а также устанавливал плату за простой частных грузовых вагонов на железных дорогах общего пользования. Согласно исследованию ведомства, сейчас грузовые перевозки в Латвии обеспечивают четыре компании, но в период с 2007 по 2020 год 70-80% объема транспортировок осуществляла LDz.

"Когда клиент желает сменить перевозчика с LDz Cargo на одного из конкурентов, компания расторгает ранее заключенный договор на более выгодных условиях и применяет стандартный тариф на перевозку на границе, что увеличивает расходы клиента на всем маршруте перевозки. По мнению СК, в результате таких действий клиентам экономически невыгодно выбирать конкурентов LDz Cargo в качестве поставщиков услуг, что, в свою очередь, затрудняет выход новых поставщиков услуг на рынок и конкуренцию среди существующих компаний", – говорится в решении СК.

По словам министра транспорта Латвии Талиса Линкайтса, подозрения об ограничении конкуренции со стороны LDz возникли у правительства еще в 2019 году. В то время компания игнорировала проводимые СК исследования рынка железнодорожных перевозок.

"Хотя в Латвии рынок грузовых перевозок открыт для свободной конкуренции и на нем работают несколько частных перевозчиков, бывшей монопольной компании еще предстоит пройти долгий путь, чтобы стать ориентированной на клиента. Недавно опубликованное решение СК показывает, что наши опасения оправдались", – подытожил Талис Линкайтс.

Сама LDz не согласна с обвинениями в ограничении конкуренции. Компания приводит в пример договор ОАО Baltijas tranzita serviss с Белорусской железной дорогой и ОАО "РЖД" на транспортировку грузов в приграничной зоне. Также Euro Rail Cargo подписало соглашение с ОАО "РЖД" на использование подвижного состава.

"Для осуществления перевозок в соседние страны необходимо получить одобрение от другой стороны и заключить с ней договор. Эти соглашения свидетельствуют о том, что частные перевозчики имеют возможность не только работать в приграничной зоне, но и осуществлять перевозки в соседние государства", – пояснила "Гудку" пресс-секретарь LDz Элла Петермане.

Как рассказала Элла Петермане, в 2019 году LDz подписала соглашение с Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, которое предусматривает дополнительное регулирование для предоставления всем перевозчикам прямой возможности по выполнению международных грузовых перевозок. Согласно договору, LDz без посредничества LDz Cargo обеспечивает учет вагонов и контейнеров, расчет за использование вагонов и контейнеров зарубежного парка, а также передачу информации и составление отчетов по показателям железнодорожной деятельности.

"Частным компаниям были предложены возможности для участия в международных перевозках по железной дороге. Из этого следует, что LDz не только не ограничивала конкуренцию, но и побуждала других участников рынка включаться в международные грузовые перевозки", – заявила Элла Петермане.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.02.2021